Массовая акция протеста, которая вспыхнула в Вильнюсе 10 августа, заставила понервничать представителей литовского истеблишмента. Среди тех, кому досталась порция «народной любви», оказалось немало известных «борцов за демократию» в России и Беларуси. Со своим собственным демосом, то есть народом, у них, как выясняется, сложились не самые теплые отношения: литовцы дружно оскорбляли и унижали своих избранников.
Одним из первых здание Сейма Литвы, близ которого собрались недовольные литовцы, покинул министр обороны Арвидас Анушаускас. Именно он в августе 2020 года, будучи депутатом парламента от партии «Союз Отечества — Христианские депутаты Литвы» (СО-ХДЛ), предложил сформировать делегацию для поездки в Беларусь.
Его туда никто не звал, но Анушаускаса это не смущало. Уж больно хотелось помочь братскому белорусскому народу и поучаствовать в урегулировании политического кризиса на территории иностранного государства…
У здания парламента Анушаускаса встречали криками «Позор!», блогер Лауринас Рагельскис показывал ему средний палец и называл агентом КГБ «Анусом».
Общаться с недовольной толпой министр обороны не стал — поспешил сесть в машину с личным водителем.
Самое время белорусским депутатам предложить посредничество в урегулировании политического кризиса в Литве.
Может, они помогут господину Анушаускасу наладить диалог с людьми, которые обзывают его «агентом Анусом»?
Одним из тех, кого пристыдили участники митинга, стал депутат Томас Томилинас. Год назад он тоже вошел в делегацию, которую Сейм Литвы сформировал для урегулирования политического кризиса в Беларуси. Потом группа литовских депутатов потребовала немедленно освободить задержанных белорусов и провести новые свободные выборы.
«Это — не внутреннее дело Беларуси. Каждое государство ООН добровольно взяло на себя международные обязательства по уважению и соблюдению прав человека. В случае невыполнения этого обязательства международное сообщество имеет право и обязанность реагировать», — говорилось в обращении, которое подписал в числе прочих Томас Томилинас. Интересно, будет ли он требовать освобождения задержанных литовцев и проведения досрочных выборов в Литве?
Громче всех толпа «приветствовала» председателя парламентского комитета по нацбезопасности и обороне, консерватора Лауринаса Кащюнаса.
На лице депутата читалась растерянность — такого приема он явно не ожидал.
По иронии судьбы, в предыдущем созыве парламента Кащюнас возглавлял целую депутатскую группу «За демократическую Беларусь». После переизбрания Лукашенко он говорил, что народ Беларуси ожидает от Литвы помощи, поэтому нужно как можно быстрее вводить против Беларуси санкции.
Состояние демократии в России его, разумеется, тоже очень заботит. В 2016 году Кащюнас написал статью о возможном крушении режима Путина.
«Разваливается ли его система? Существует ли вероятность “дворцового переворота”? Зреет ли революция недовольного российского общества? Возможна ли перестройка политической системы в России?», — такими вопросами задавался Кащюнас.
Духовный лидер литовских консерваторов Витаутас Ландсбергис год назад отметился тем, что записал к белорусам пафосное видеообращение, в котором призывал их побыстрее свергнуть Лукашенко и создать «подлинный парламент».
«Братья-белорусы! Вы удивляете мир всенародным волевым заявлением: “Мы есть! Мы — народ! Мы — свободная нация! Страна! Мы не подворье какой-либо державы и будем сами решать свою судьбу. Мы не колхоз, и председатель с дубинкой нам ни к чему». Вот что вы должны сказать», — советовал Ландсбергис.
Своему собственному народу «патриарх литовской государственности» почему-то советует делать прямо противоположное — не устраивать провокации.
Комментируя события 10 августа, Ландсбергис сказал следующее: «Есть серьезные проблемы, но протестуют не из-за них. Протестуют ради самого протеста, быть может, ради того, чтобы дорваться до власти. Не зря такой призыв: прочь парламент, прочь правительство, я хочу быть властью. Методы большевиков».
С последним утверждением спорить не будем. О методах большевиков Ландсбергис, сам будучи в прошлом агентом КГБ dedule, знает не понаслышке. Одно непонятно: почему в Беларуси эти методы применять можно (и даже нужно!), а в Литве — нет?
Внук «дедули» Витаутаса — нынешний министр иностранных дел Габриэлюс Ландсбергис — вообще не рискнул появляться на публике.
Для него встреча с недовольной частью общества могла закончиться плачевно, поэтому полиция настоятельно не рекомендовала ему покидать здание парламента.
«Очень важно соблюдать правила. У всех в Литве есть право на протесты, возмущения, упреки в адрес правительства, власти и прочее. Это основополагающий принцип — соблюдение правил, вчера они были нарушены. Это было связано и с правом на безопасную работу депутатов», — пожаловался Ландсбергис.
Что ж, события 10 августа позволили ему понять украинских чиновников времен Евромайдана, которым не позволяли работать в захваченных «активистами» зданиях.
Но тем еще повезло. Не повезло техническому сотруднику офиса «Партии регионов» Владимиру Захарову, который погиб при штурме этого офиса озверевшими майдановцами. О его праве на безопасную работу ландсбергисты ничего не говорили — они восторгались свободолюбием и мужеством украинского народа!
Самых осторожных политиков пришлось буквально эвакуировать из здания Сейма. Их вывезли в автобусе, который люди закидывали камнями и пытались остановить голыми руками. Дорогу народным избранникам расчищали сотрудники полиции.
Вероятно, в автобусе было еще немало известных борцов за демократию в России, Беларуси и на Украине. Но в своей стране демократию «майданного» типа они не приветствуют. И реагируют на нее точно так же, как Лукашенко: поощряют разгон протестующих, их уголовное преследование, поиски иностранного вмешательства.
«Ситуация такова, что это гибридная атака. Те процессы, которые происходят в контексте нелегальной миграции, когда наши силы сосредоточены на границе, когда возникают такие вызовы, такие несанкционированные инициативы, а не какие-то проявления гражданского самовыражения, это хорошо организованная антигосударственная деятельность», — заявила министр внутренних дел Литвы Агне Билотайте.
Теперь дело за малым: принять отдельный закон, по которому любой протестующий против «ковидных» ограничений приравнивается к «гибридному агрессору».
И по любому другому поводу тоже.