Серия военных маневров сразу на нескольких полигонах в эти дни проходит на территории Союзного государства. В них задействованы военные соединения Вооруженных сил Белоруссии, Западного и Центрального военного округов, а также Воздушно-десантные войска России, в том числе и их миротворческие подразделения. Цели этих маневров связаны с совершенствованием боевой выучки подразделений армий двух стран в совместном отражении внешних и внутренних (террористических) угроз, решением миротворческих задач. Кроме того, одна из главных задач мартовских маневров – подготовка к самым масштабным стратегическим командно-штабным учениям (СКШУ) «Запад-2021», которые пройдут на территории Союзного государства в сентябре нынешнего года.
СТАВКА НА МОБИЛЬНЫЕ ВОЙСКА
Активная фаза российско-белорусских учений в эти дни проходит сразу на нескольких военных полигонах России и Белоруссии. Как сообщает Минобороны Белоруссии, на полигоне Осиповичский 14 марта стартовало батальонное тактическое учение с личным составом 357-го отдельного гвардейского парашютно-десантного батальона 103-й Витебской отдельной гвардейской воздушно-десантной бригады Сил специальных операций (ССО) Вооруженных сил Белоруссии (ВС РБ), в котором принимают участие около 100 российских военнослужащих 234-го десантно-штурмового полка 76-й гвардейской десантно-штурмовой дивизии ВДВ. Запланировано три этапа учения. «Парашютно-десантный батальон отработает вопросы по ведению специальных действий, преодолению водной преграды с дальнейшим выходом на этапы боевой стрельбы днем и ночью», – говорится в сообщении МО РБ.
Одновременно с этими действиями сразу на двух военных полигонах России развернуты маневры армий двух стран в Нижегородской и Ульяновской областях. На полигоне Мулино в рамках подготовки к СКШУ «Запад-2021» проходят совместные батальонные тактические учения (БТУ) танкистов и мотострелков ВС РБ и РФ. На полигоне Поливно в Ульяновской области развернуты миротворческие учения подразделений Воздушно-десантных войск России и Сил специальных операций (ССО) Вооруженных сил Белоруссии (ВС РБ). В них задействовано около 400 военнослужащих-гвардейцев 31-й отдельной десантно-штурмовой бригады из Ульяновска и 38-й Брестской отдельной десантно-штурмовой бригады ССО Белоруссии. Помимо личного состава в маневрах задействовано 100 единиц бронетехники, два ударных вертолета Ми-24 и шесть транспортно-боевых вертолетов Ми-8АМТШ.
Заметим, что маневры были запланированы в документе, который министры обороны России и Белоруссии Сергей Шойгу и Виктор Хренин обсудили и утвердили 5 марта во время встречи в Москве. Между Москвой и Минском, по данным МО РФ, запланированы мероприятия по двустороннему взаимодействию и в рамках ШОС, СНГ и ОДКБ. Главные цели такого взаимодействия – отражение внешних угроз, связанных с активностью НАТО у западных границ СГ.
ЗАЧЕМ МОСКВЕ И МИНСКУ СОВМЕСТНЫЕ МИРОТВОРЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ
По мнению экспертов, вопросы, которые отрабатывают российские и белорусские десантники в Ульяновской области, связаны с подготовкой к операциям по предотвращению потенциальных и существующих конфликтов на территории бывшего СССР. Как известно, российские и белорусские офицеры участвуют в мониторинговой миссии, действующей на юго-востоке Украины. Президент Белоруссии Александр Лукашенко не раз заявлял о том, что готов ввести миротворцев в Донбасс и взять под свой контроль участок украино-российской границы, если будет согласие сторон. Пока такая инициатива не поддержана ни в Киеве, ни в Донецке и Луганске. Но, как заявила официальный представитель ВС РБ Наталья Гаврусик, «белорусские военнослужащие планируют расширять участие в миротворческих миссиях».
Совместные маневры нужны еще и для того, чтобы белорусские подразделения получали соответствующий миротворческий опыт. Скажем, в октябре прошлого года в Белоруссии состоялось командно-штабное миротворческое учение (КШУ) с ОДКБ «Нерушимое братство – 2020». В качестве основных сил на них действовали российские и белорусские военнослужащие. «На учениях не было противника, тут не делили на «свой-чужой». Главной задачей было остановить кровопролитие и пресечь попытки провокаций. Думаю, что эти учения продемонстрировали высокую готовность участников к операциям по поддержанию мира. Это не только моя позиция, но и руководителей ОДКБ, которые наблюдали за практическими действиями», – так охарактеризовал маневры старший воинского контингента от России офицер Рустам Миннекаев.
На КШУ было задействовано более 900 военнослужащих, свыше 120 единиц военной и специальной техники, четыре вертолета Ми-8 и два ударных вертолета Ми-24. В том числе в «Нерушимом братстве – 2020» принимали участие и подразделения 15-й отдельной мотострелковой бригады ВС РФ, которая с декабря 2005 года по ноябрь 2008 года выполняла задачи по поддержанию мира в зоне грузино-абхазского конфликта, а сейчас участвует в миротворческой операции в Нагорном Карабахе.
В эти дни на полигоне Поливно сосредоточено чуть меньше российских и белорусских миротворцев. Но участники этих учений будут сильны своим мобильным компонентом и определенным миротворческим опытом. Известно, что 31-я российская бригада ВДВ входит в состав Сил оперативного реагирования ОДКБ, а в ее составе сформированы миротворческие подразделения. Некоторые ее военнослужащие имеют реальный опыт проведения миротворческих операций на территории бывшей Югославии (в Косово в 1999–2001 годах). Бригада участвовала в свое время в боевых действиях в Чечне, а также в отражении агрессии грузинских войск в вооруженном конфликте в Южной Осетии в августе 2008 года. 38-я бригада ССО ВС РБ в августе 2020 года привлекалась для сдерживания протестов населения в Бресте и других городах Белоруссии.
ОТРАЖАЯ ВНУТРЕННИЕ УГРОЗЫ
В Белоруссии уже семь месяцев продолжаются массовые акции протеста, подогреваемые извне. На днях белорусский президент Александр Лукашенко заявил: «Никто на нас группировками наступать не будет, как шли в 1941 году. Потому что обстановка поменялась. Это слишком будет явно, и это – третья мировая война, если только так произойдет. Будут подрывать изнутри. Но мы это уже проходили отчасти. Чуть-чуть нас зацепили с августа после выборов, попробовали на зуб. Зуб сломали. Сейчас на все зубы будут пробовать и будут пробовать изнутри». Обращаясь к военным, президент сказал: «Нам придется защищать свою страну вот отсюда, начиная изнутри. Не надо сидеть в войсках и ждать, что кто-то пересечет нашу границу, и вот тогда мы ружье возьмем и начнем воевать. Воевать будем отсюда. Вы к этому должны быть готовы».
Позиция Лукашенко понятна. Но в этом контексте не очень ясно, какова роль российских военных в этих процессах. Когда в Белоруссии в прошлом году был пик напряженности, с участием ВС РФ были организованы масштабные военные маневры, которые послужили сдерживающим фактором от внешней агрессии и развития сепаратистских тенденций в западных областях СГ.
«Я не думаю, что отработка действий российских и белорусских миротворцев необходима для привлечения их к «тушению» возможных внутриполитических конфликтов в своих странах, – заявил «НГ» военный эксперт, полковник Николай Шульгин. – Однако если на территории России, Белоруссии или их союзников по ОДКБ при поддержке извне возникнут какие-нибудь сепаратистские или террористические вооруженные группировки, угрожающие целостности государства, то голубые каски из состава ВДВ и ССО, могут быть задействованы. И отработке таких механизмов надо учиться».
Военный эксперт, генерал-лейтенант Юрий Неткачев обращает внимание на тот факт, что, помимо миротворческих вопросов, на встрече 5 марта министры обороны РФ и РБ обсудили и утвердили план коалиционных мероприятий военного сотрудничества на 2021 год, вопросы подготовки к СКШУ «Запад-2021». «Это очень важные учения. Их главная ценность в том, что войска СГ действуют как единое целое, как единая Союзная армия. Так будет и на СКШУ», – подчеркивает Неткачев.
Главным двусторонним вопросом министр обороны РФ Сергей Шойгу считает «деятельность по совместной системе противовоздушной обороны России и Белоруссии». С этой целью и будут функционировать три учебно-боевых центра для совместной подготовки военнослужащих, которые будут дислоцированы в РФ (Нижегородская и Калининградская области), один – в Белоруссии (Гродненская область).