Президент США Джозеф Байден заявил, что эра американских попыток силовым путем изменить мир завершилась, и тем подвел черту как под бегством американских военных из Афганистана, так и под провальным визитом в Вашингтон президента Украины Владимира Зеленского. Деятельность агентов влияния США в Восточной Европе, направленная на «экспорт демократии» бывшим советским республикам, теперь обесценена. У «продвижения демократии» больше официально нет заказчика.
«Есть одно критическое замечание: мир меняется. Мы серьезно конкурируем с Китаем, перед нами вызовы по многим направлениям, которые касаются России, кибератак, ядерного оружия, мы должны показать конкурентоспособность США в этой борьбе XXI века. России и Китаю было бы только на руку, если бы США застряли на десять и более лет в Афганистане. Это решение по Афганистану касается не только Афганистана, речь идет о завершении эры попыток силовым путем перестроить другие страны», — заявил Джозеф Байден в телеобращении к нации, посвященном выводу последних подразделений американского военного контингента из Афганистана.
Ранее президент США уже комментировал уход из Афганистана прямой ложью, что американцы полезли в эту страну исключительно защищать свои интересы и никогда не ставили себе цели заниматься там государственным строительством. Теперь же Байден официально «подвел черту».
США больше не будут нести миру демократию и определять, каким должно быть внутреннее устройство других государств.
Словно специально для тех, кто может ухватиться за соломинку и заявить, что сказано это не вообще, а только в контексте Афганистана, Байден уточнил: «Решение об Афганистане — не просто о нем». Оно о международной политике США в целом.
Это подтвержденное официально стратегическое решение США объясняет многое. Например, провал визита в Вашингтон президента Украины Владимира Зеленского.
Ведь уже очевидно, что визит провалился, и как Киев ни пытается скрыть этот факт за пустыми протокольными фразами, правда все равно прорывается на поверхность.
Чего стоит хотя бы заявление Зеленского, что он «забыл» пригласить Джо Байдена на Украину. Вообще-то приглашение принимающей стороне посетить свою страну с ответным визитом — неотъемлемая часть дипломатического этикета. Получается, Зеленскому проще сказать, что он опростался на высшем уровне и опозорил украинскую дипломатию, чем признать, что стороны разошлись настолько недовольными друг другом, что даже ответного приглашения не последовало?
Украинская делегация летела в Вашингтон, по традиции «раскатав губу». «План Маршалла» для Украины, компенсации Киеву за согласие американцев на строительство «Северного потока — 2», принуждение американцами России к возвращению Донбасса и Крыма, новые кредитные линии на программы реформ….
Получила шиш. Весь актив — программа перевооружения украинской армии на 60 миллионов долларов и заверение в приверженности США территориальной целостности Украины. Все. Не прозвучало даже обещаний ЕС, и Зеленский по итогам признал, что переговоры проходили в «не всегда солнечной атмосфере».
Как объяснить этот провал в таком контексте — «эра попыток США перестроить другие страны закончилась»? Очень просто.
Вашингтон вполне устраивает современная Украина как незаживающий нарыв на теле России, а делать из нее историю успеха и образцовую новую демократию США себя обязанными не считают.
Пусть Украина и дальше будет коррумпированной, разваливающейся, пустеющей. Если от нее вовремя отстраниться, то все проблемы от Украины будут проблемами для России, а США это выгодно. Да, еще проблемами для стран ЕС, но союзники в Европе — взрослые парни, они сами справятся. Америка, если что, выразит им глубокую озабоченность.
Так что какой «план Маршалла»? Какая финансовая поддержка проевропейских реформ? Мы больше не занимаемся строительством демократий. Можете захлебнуться в грязи, главное — лайте на Россию, как выразился глава российского МИД. Америке этого будет достаточно.
Новая реальность будет жестока не для одной Украины. Десятки стран по всему миру объявляли своим курсом построение и продвижение демократии главным образом не для того, чтобы построить и распространить демократию, а чтобы получить под эти благие цели американскую помощь — военную, финансовую, политическую.
У Польши или Литвы, которые десятилетиями занимались проектами «демократизации» постсоветского пространства, теперь обрезаны крылья.
Какую нездоровую активность развернула Литва в этом году в приграничье России! Визиты первых лиц на Украину, в Молдову, Грузию, Армению, Азербайджан; организация гастрольного тура «избранному президенту» Беларуси Светлане Тихановской, увенчавшегося встречей с Джозефом Байденом в Белом доме.
И всюду одно и то же: права человека, либеральные ценности, европейский выбор. Всем, включая саму Литву, понятно, что у нее одной нет ни малейшего ресурса, чтобы продвинуть кому-либо эти прекрасные вещи. Самим литовским министрам и депутатам дай Бог оплатить командировочные на вояжи по странам «Восточного партнерства».
Было очевидно, что достижение желаемых целей неразрывно сопряжено у Вильнюса с американской поддержкой. Хотя бы с получением августейшего внимания, но лучше с последующим финансированием.
Аналогично — у Польши, только там, конечно, масштабы другие. Тем не менее главный адресат восточной политики Варшавы всегда был один — Соединенные Штаты. Если Польша через свою сеть влияния на белорусское общество добьется смены режима в Минске и посадит в Беларуси демократическое прозападное правительство, разве она после этого не главный стратегический партнер Вашингтона в Европе?
Теперь США лишили Польшу, Литву и прочих своих сподручных идеологии для вмешательства в дела других стран.
Это не значит, что они не продолжат вмешиваться. В конце концов, демократия и прогрессивные ценности — это лишь дымовая завеса для того, чтобы противодействовать России в Восточной Европе. Россия никуда не девается, соответственно, остается неизменной задача борьбы с ней.
Поэтому та же Литва продолжит свою дурную активность в Молдове, Беларуси и других странах. Продолжит даже по инерции объяснять ее борьбой за демократию, потому что новой идеологической ширмы местные деятели придумать не в состоянии.
Только со стороны США эта деятельность более не предполагает никаких гарантий защиты и никакого содействия.
Джозеф Байден пришел в Белый дом со словами «Америка вернулась». Имелось в виду — в мировые дела.
Спустя несколько месяцев после инаугурации Байдена Америка официально ушла.
Дальше — только самостоятельно.