Почти без сучка и задоринки — рутинно прошёл через Совет Федерации закон о расширении призывного возраста с 18 до 30 лет. «Почти», ибо 159 сенаторов «за», один воздержался («сучок»!), супротив не голосовал никто. Хотя некоторая «задоринка» вроде бы предполагалась, так глава оборонного комитета Верхней палаты Виктор Бондарев заявлял совсем недавно:
«Важно четко закрепить верхнюю и нижнюю возрастную планку призывников. По моему мнению, должно быть закреплено то, о чем говорил министр обороны России Сергей Кужугетович Шойгу на коллегии и что поддержал президент России Владимир Владимирович Путин: нижняя граница призывного возраста должна составлять 21 год, верхняя — 30 лет».
На это почти мгновенно откликнулся патриарх отечественного юридизма — Андрей Клишас: «Полностью согласен с коллегой сенатором, героем России Виктором Бондаревым. Общее правило — 21 год и 30 лет — возраст призыва на срочную службу».
Увы, «старейшин» одёрнула «суперстар» — председатель Совфеда Валентина Матвиенко: «На мой взгляд, нет причин для излишнего резонанса вокруг этого закона… Он дает больше возможностей, в тех случаях, когда доказана необходимость в наиболее удобное для человека время пройти службу в армии… сенаторы его поддержат».
Действительно, всё для комфорта «простых людей», не зря младший начальник оборонного комитета уже Госдумы Андрей Картаполов говорил: «очень много ребят хотят служить именно в 18 лет». А верхнюю планку «народные слуги» подняли, видимо для удобства других ребят, которые после институтов-университетов поступали в аспирантуру, доживая, таким образом, до 27 лет и не отдавая «воинский долг». О чём, наверное, очень переживали, по ночам рыдая в подушку.
«Вертикаль» в очередной раз продемонстрировала свою командную сплочённость и чёткость выполнения улучшений жизненных перипетий обывателей, за что они (обыватели) массово и радостно голосуют за «вертикаль». Но разговор даже не про то, надо или не надо было раздвигать границы призывного возраста (ну, конечно же надо, ради соблюдения обратной пропорциональности, ведь от призывника до контрактника временное расстояние сокращается), а зачем изначально наводили «тень на плетень».
В декабре 2022 года, министр обороны РФ: «При комплектовании Вооруженных сил поэтапно увеличить возраст призыва граждан с 18 до 21 года, а предельный — повысить до 30 лет». Им же заранее пообещалось: «обеспечить возможность по желанию граждан поступать на военную службу по контракту с первого дня прихода на службу». В ответ Верховный главнокомандующий на том же заседании военной коллегии: «Я согласен с вашими предложениями по поводу дальнейших структурных изменений Вооружённых Сил». Согласен, надо полагать, и с увеличением с 18 до 21 года.
В марте соответствующий законопроект появляется в электронной базе документов Государственной Думы и там русским по внятному: «Предлагается поэтапно повысить нижний предел призывного возраста до 21 года». В июне депутаты нижней палаты принимают это без изменений в первом чтении. Зато ко второму (и сразу третьему) чтению возникают поправки, где сдвигается только верхняя планка с 27 до 30 лет, причем одномоментно — с 1 января 2024 года.
Как обычно — содержательно выступил пресс-Песков: «Все объяснения даны профильными ведомствами. Если есть вопросы, то нужно ориентироваться на них. Здесь исходной точкой является аргументированная точка зрения Минобороны. На него мы и ориентируемся». Хм, это какие же «объяснения даны» — эти: «очень много ребят хотят служить именно в 18 лет»? А «аргументированная точка зрения Минобороны», которая — та, что с «18 до 21» (логичная)? Или иная — с «18 до 30» (ресурсная)?
К чему надо было «плести кружева», да ещё на столь коротком промежутке времени, позволяющем не забыть, что говорилось, а что по итогу принялось? Тем более, когда все официальные социологические прогнозы (а других нету) дают 70−80 процентную поддержку населения? Вот и обратились бы сразу: «Сограждане, наше капиталистическое Отечество в опасности, поэтому служить надо с 18 лет и чем дальше, тем лучше». Или как в том анекдоте: успех напрямую связан с честностью и порядочностью, если оные качества отсутствуют — успех гарантирован!
Между прочим, в той же несвязанной с призывным возрастом, но — «законодательной связке» принимается норма, разрешающая губернаторам создавать собственные аналоги военных кампаний. Кто-то тревожится потенциальным «расколом» РФ, но можно взглянуть и глубоко историческим взглядом, ибо человеческая цивилизация начиналась именно, что с военной демократии.
Демократии — естественной, а не безобразной, когда вооружённые мужчины общины выбирали себе вождя для координации и упорядочивания совместных действий и тот был действительно первым среди равных. Это уже значительно позже вожди стали превращаться в знатных басилевсов (у греков), рексов-цезарей (у римлян), королей (у франков), князей (у славян).
А сначала попробуй-ка обмануть своих соплеменников, хоть словом, хоть делом, если оружие, пусть и примитивное, зато у каждого. Потом происходила специализация и «разделение труда», набирались знания и компетенции, и кстати-некстати дорожало оружие, становясь доступным не «только лишь всем». И вот, спустя века, опять (и по закону!) оно возвращается все более массово и масштабно, как говорится, привет, оружие! Оно иногда очень способствует честности.