Визит премьер-министра Грузии Ираклия Гарибашвили в страны Балтии отменен. Литовские СМИ распространяют информацию, что отмена визита связана с попаданием Гарибашвили в списки персон нон-грата в Литве, Латвии и Эстонии из-за дискриминации в Грузии ЛГБТ-активистов. Восточная политика Евросоюза все больше погружается в кризис: ранее Беларусь приостановила участие в программе «Восточного партнерства» ЕС, а теперь в принадлежности к Европейскому сообществу ценностей страны — отличницы «европейского выбора» Грузии начинает сомневаться драйвер «Восточного партнерства» — Прибалтика.
Литва, Латвия и Эстония отказались принимать премьер-министра Грузии Ираклия Гарибашвили, который 8–9 августа планировал официальный визит в Прибалтику. Об этом пишет литовский портал 15min.lt, который связывает отмену визита с июльским скандалом вокруг разгона марша активистов ЛГБТ.
Тогда, к возмущению всей либеральной Европы, погиб журналист, освещавший беспорядки в Тбилиси, а грузинские традиционалисты не понесли наказания.
«Люди, устроившие в тот день акт массового насилия, в основном ультраправые, связаны с Россией, и это вызвало гнев политических лидеров стран Балтии», — пишет 15min.lt.
«Связь с Россией» в Прибалтике — непременное, обязательное условие для включения санкционного механизма; одного «нарушения прав ЛГБТ» недостаточно. Литовское СМИ утверждает, что санкции были запущены.
Премьер-министр Грузии включен в «черные списки» Литвы, Латвии и Эстонии, ему запрещен въезд туда, и именно поэтому сорвался визит Ираклия Гарибашвили в Прибалтику.
«Правительства стран Балтии, похоже, обратили на это внимание [нежелание наказывать виновников беспорядков в Тбилиси 6 июля — прим. RuBaltic.Ru]. Согласно источникам, в Литве, Латвии и Эстонии решение о дипломатическом отказе принять Гарибашвили согласовывалось как на уровне парламентов, так и на уровне правительств», — утверждают «15 минут» и злорадно добавляют, что США грузинского премьера отказываются принимать, «несомненно, по той же причине».
В Тбилиси от литовских публикаций занервничали и бросились их опровергать. МИД Грузии признал, что визит грузинской делегации в Прибалтику не состоится, но это связано с тем, что «выбранные даты имеют национальное значение для самой Грузии», а сплетни о том, что главу правительства не пускают в Прибалтику, лживы, и «грустно», что литовские СМИ занимаются подобными домыслами.
Отделим мух от котлет, в смысле — факты от домыслов. Визит грузинской делегации в Прибалтику был запланирован на 8–9 августа — это факт. Эти даты — годовщина войны 2008 года в Южной Осетии, и в Грузии не могли этого не знать, когда готовили поездку в Прибалтику. И все же они ее готовили — это тоже факт. Визит был в последний момент отменен — снова факт. Околовластное литовское СМИ распространяет информацию, что в Прибалтике премьер-министру Грузии «отказали от дома». Отказали — не отказали, а то, что распространяет, — еще один факт.
По всем признакам, у Грузии со странами Балтии все же случился межгосударственный конфликт, и даже если ради сохранения лица у страны — отличницы «Восточного партнерства» инцидент замнут и уже на следующей неделе визит грузинской делегации состоится, идиллии времен президентства Михаила Саакашвили между Грузией и Прибалтикой больше не будет.
Собственно, отношения уже давно перестали быть томными. Хотя Грузия вроде с «европейского» пути не сворачивала и более пророссийской не становилась. Однако «великая дружба» Грузии со странами Балтии осталась в прошлом, а в этом году и вовсе начались трения.
Как тут не вспомнить весенний казус депутата Сейма Литвы Жигимантаса Павилениса, который был делегирован на Кавказ урегулировать конфликт между грузинской властью и оппозицией и которого грузины выставили из Тбилиси чуть ли не с кулаками? Для Литвы это было серьезное дипломатическое унижение. Может быть, распространение слухов о том, что главе правительства Грузии запретили въезд, это мелкая месть за то унижение?
Конечно, сводить личные счеты с грузинскими политиками, подставляя тем самым под удар дрейф Грузии от России в сторону Евросоюза, — это несерьезно.
Но так же несерьезно подсвечивать ситуацию с грузинской гомофобией, чтобы напомнить о роли Прибалтики как борца за права человека на постсоветском пространстве.
Роль эту сейчас серьезно дискредитирует поведение Литвы в миграционном кризисе, и на Западе это видят. Вступиться за грузинских ЛГБТ-активистов — это шанс хоть частично исправить ситуацию.
Еще пару лет назад Прибалтика никогда бы на такое не пошла. Геополитика превыше всего — восточноевропейские «крестоносцы демократии» это усвоили твердо и непреклонно закрывали глаза на весь кровавый ужас, что творился на Украине. Больше того, публично радовались сожжению в одесском Доме профсоюзов «колорадских жуков».
Теперь же они по пустяковому поводу и ради собственных интересов не боятся бросить тень на «европейский выбор» Грузии, показывая, что не такой уж он европейский.
Новое поведение Прибалтики — еще один симптом кризиса восточной политики Евросоюза.
Сначала Беларусь приостановила участие в «Восточном партнерстве», затем Украина почувствовала себя преданной и Америкой, и Европой из-за соглашения по «Северному потоку — 2». Даже принялась бессильно грозить, что может вконец обидеться и «повернуть на Восток».
Грузия — та же история.
Проевропейские и антироссийские власти республики вдруг начали требовать от Европы не лезть в грузинскую внутреннюю политику и не покушаться на традиционные ценности.
Закономерный вопрос: «Что же вы сами лезете в Европу, если у вас совершенно иные ценности?» — грузинским политикам задают и грузины, и европейцы, и даже Прибалтика.