Государственный секретарь США Энтони Блинкен в начале марта посетил ряд стран Восточной Европы. В ходе этого дипломатического турне он побывал в Молдове, где дал местному руководству инструкции, касающиеся ситуации на Украине и в Приднестровье. Суть предложений Байдена Молдове заключается в соблюдении доктрины военно-политического нейтралитета, как ее видят США.
Республика Молдова находится в достаточно оживленном регионе, но лица, непосредственно влияющие на мировую политику, в эту маленькую провинциальную страну приезжают не часто. Хотя иногда и заскакивают различные европейские чиновники довольно высокого ранга. Однако развитие событий в последнее время наглядно продемонстрировало, что отнюдь не они «правят бал» и принимают решения, которые определяют будущее как самой Европы, так и всего человечества.
Представители России, США или Китая заглядывают в Молдову крайне редко. Если говорить о Соединенных Штатах, то последним таким посетителем, как это ни удивительно, был нынешний президент Джозеф Байден, правда, имевший тогда в 2011 году приставку «вице-». Он произнес речь перед избранной публикой, но запомнился в Молдове вовсе не этим, а тем, что к его приезду в Кишиневе из соображений безопасности заварили все канализационные люки и потом долго возвращали их в рабочее состояние.
В начале марта этого года Республика Молдова была включена в список визитов другого высокого американского чиновника — государственного секретаря США Энтони Блинкена.
В перечень стран, которые Блинкен собрался посетить в ходе своего вояжа, вошли, кроме Молдовы, также Бельгия, Польша, Латвия и Литва. По понятным причинам Украина в нем не значится, но очевидно, что именно военная операция России в этой стране и является единственной причиной путешествия госсекретаря США.
Если визит в Бельгию можно объяснить контрольным посещением штаб-квартиры ЕС для беседы со своими союзниками, то Польша представляет интерес в качестве страны, граничащей с Украиной, через которую можно проводить какие-то операции, оставаясь при этом скрытым кукловодом. Особенно явно это проявилось в попытках организовать поставки на Украину боевой авиации взамен «демилитаризированной» российской армией. Госсекретарь США подтвердил, что Штаты рассматривают возможность замены польских истребителей, если Варшава решит отправить свои самолеты на Украину.
«На самом деле, мы сейчас говорим с нашими польскими друзьями о том, что мы можем сделать, чтобы удовлетворить их потребности, если они действительно решат поставлять эти истребители украинцам», — сказал Блинкен. Очевидно, что новое вооружение Польша получит отнюдь не в подарок: ей придется заплатить за него.
США же «выстрелят дуплетом»: поставят Украине оружие для войны с Россией и «наварятся» на продаже Польше новых самолетов. Никакой политики, just business!
Что касается Латвии и Литвы, то эти две Прибалтийские республики могут стать такими же объектами заклания, каким стала Украина, с той только разницей, что они гораздо меньше и слабее. И тут даже статусы членов ЕС и НАТО не смогут им ничем помочь. Пока эти страны ведут себя на удивление вызывающе, и, может быть, именно этим объясняется их включение в программу посещений Блинкена.
В пользу решения посетить Молдову могли сыграть следующие факторы:
— Молдова, как и Польша, граничит с Украиной, при этом большая часть границы приходится на Одесскую область, которая является стратегической и привлекает интерес США;
— на территории Молдовы находится непризнанная Приднестровская Молдавская Республика, в которой дислоцируется контингент российских миротворцев.
Есть один немаловажный нюанс, который мог бы охладить интерес США и всего Запада к Молдове, — прописанный в ее Конституции статус нейтрального государства. Но тут необходимо отметить, что речь в данном случае идет совсем не о классическом нейтралитете, который демонстрирует, например, Швеция, не принимая участия в военных блоках вроде НАТО. Швейцария в своем стремлении к нейтральности пошла еще дальше и не вступила даже в ЕС.
Молдова же однозначно, если верить нынешней власти, настроена на присоединение к ЕС и даже подала заявку для этого.
Также в «нейтральной» Молдове не видят ничего странного и зазорного в расширении сотрудничества с НАТО по всем возможным направлениям. Это ведь только «партнерство», не более того! Так что неудивительно, если в ближайшем будущем в мировой политике появится термин «молдавский нейтралитет» в качестве обозначения ширмы для сокрытия истинных намерений.
В ходе прошедшей встречи с президентом Майей Санду Энтони Блинкен высказался по поводу отношений США и Молдовы.
«США твердо поддерживают суверенитет, территориальную целостность и закрепленный в Конституции нейтралитет Республики Молдова. Мы приветствуем дальнейшие переговоры в формате “5+2” с целью определения особого статуса Приднестровского региона в составе Молдовы», — заявил Блинкен.
«Нейтралитет» Молдовы пользуется полной поддержкой США. Что касается суверенитета и территориальной целостности, то и здесь все понятно. Очевидно, что США не устраивает признание Россией Приднестровья в качестве независимого государства после того, как это произошло с ДНР и ЛНР.
Вашингтону также в настоящий момент не нужна дополнительная нервотрепка в лице молдавских унионистов, которые в свете последних событий на Украине могут захотеть спрятаться в Румынии, затеяв объединение с ней или призвав в качестве защиты румынскую армию. Потому что в этом случае риск вооруженного столкновения российской армии с армией страны — члена НАТО неизмеримо вырастет и приблизится к 100-процентному, а это попахивает «радиоактивным пеплом».
Надо полагать, что Блинкен достаточно строго и подробно проинструктировал свою подопечную Санду по поводу того, как надо себя вести.
При этом «туземцы» не остались без полагающихся в таком случае «бус» — Блинкен сообщил, что США выделят Молдове 18 миллионов долларов для укрепления энергетической независимости страны. Для понимания масштабов этого «щедрого» дара надо знать, что ежемесячно Молдова потребляет природный газ на сумму в 6–8 раз больше.
Итак, инструкции получены, большой куратор уехал, и теперь руководство Молдовы продолжит претворение политики «нейтралитета» так, как это понимают не в Кишиневе, а в Брюсселе и Вашингтоне.