Истребители дронов: ракетные пулеметы, «Ночные охотники» и «Небо» здесь

Российская ПВО регулярно отражает массированные удары украинских дальнобойных беспилотников. Только в ночь с 31 августа на 1 сентября по территории России было запущено сразу 158 БПЛА. Они атаковали объекты в 15 субъектах РФ. Целями украинских дронов стали хранилища с топливом, НПЗ, военные базы и т. д. Впервые была попытка ударить по крупному промышленному объекту — беспилотники обнаружены вблизи Новолипецкого меткомбината.

Российские средства ПВО в основном справляются с налетами. В редких случаях украинские БПЛА удается перехватить слишком поздно, их обломки падают на здания и сооружения. В ночь на 1 сентября нанесенный России ущерб оказался минимальным.

Но Киев стремится максимально расширить географию «беспилотного противоборства». Вооруженные формирования Украины уже пытались ударить дронами по промышленным объектам в Татарстане, по военным базам в Мурманской и Волгоградской областях. Каждый такой прилет сразу же вызывает негативные волны в российских соцсетях. Звучат заявления, что российская ПВО в очередной раз оказалась не готова. А если разобраться без эмоций?

Увидеть — не значит найти

Украинские боевики используют для ударов по нашей территории несколько типов беспилотников. Они различаются по конструкции, массе боевой части, а также типу двигателя. Но объединяет их одно — крайне хлипкая конструкция. Достаточно всего нескольких пуль, чтобы сбить такой аппарат. Но почему же тогда БПЛА прорываются к целям?

Главная проблема борьбы с беспилотниками — сложность их обнаружения. БПЛА очень трудно засечь с помощью локатора. К тому же дрон выполняет полет на предельно малой высоте. А украинское командование, чтобы затруднить визуальное обнаружение, строит маршруты в обход даже малых населенных пунктов.

Современные российские радиолокационные комплексы, к примеру «Небо», «видят» украинские беспилотники. Но «окно» длится не очень долго. Поэтому по отрывочным данным от нескольких радиолокационных постов российское командование старается определить маршрут полета дронов, выявить объекты для атаки и организовать перехват.

Нельзя забывать, что против России работают самые современные системы спутниковой и радиотехнической разведки США и НАТО. Данные о позициях наших РЛС поступают в ВСУ в режиме реального времени. Дальше уже натовские и украинские штабы планируют налеты, исходя из «мертвых зон» российских радаров.

В свою очередь ВС РФ стараются максимально использовать мобильность своих радиолокационных комплексов. Станции постоянно меняют месторасположение и не дают себя обнаружить. Такая игра идет непрерывно. Российские РЛС прячутся, западные спутники-шпионы их пытаются найти.

Не так давно российские Воздушно-космические силы начали получать обновленные радары с повышенной мобильностью, скоростью развертывания и дальностью обнаружения малозаметных целей. Очень эффективно зарекомендовала себя РЛС «Ирбис». Эта универсальная станция создана на базе радара самолета Су-35.

Наземный «Ирбис» отличается уникальной маневренностью. К тому же, он «всеяден» — на дальности в сотню с лишним километров видит артиллерийские снаряды, минометные мины, ракеты и беспилотники.

Винтокрылый охотник

Если дроны находятся в зоне видимости РЛС достаточно долго, в работу вступают системы С-300 и С-400, иногда «Бук» и С-350. Но так бывает не очень часто.

На дальних рубежах против БПЛА гораздо эффективнее работает авиация. Это вертолеты Ка-52 и Ми-28, а с недавних пор и истребители Су-30СМ. За счет двигателей с изменяемым вектором тяги «сушки» способны выполнять полет на небольших скоростях и у самой земли. «Как вертолет», шутят пилоты.

Еще в прошлом году в наших Воздушно-космических силах была развернута специальная эскадрилья вертолетов-охотников за дронами. На ее вооружение поступили Ми-28. Примечательно, что на низких скоростях и в режиме зависания «Ночной охотник» серьезно проигрывает «Аллигатору» Ка-52. Но пушечная установка «мишки» способна поражать цели в радиусе 360 градусов. У Ка-52 возможности бортового стрелкового комплекса гораздо скромнее. Это и определило выбор. Пилоту Ми-28 достаточно занять удобную позицию, а дальше оператор легко расстреливает дрон из 30-мм пушки.

Расчет радиолокационного комплекса обнаруживает дроны, определяет их скорость и направление. Украинские БПЛА тихоходны. Поэтому после обнаружения, даже если РЛС уже их потеряла, дроны далеко не улетают. И подоспевшие вертолеты могут быстро их найти.

На борту Ми-28 стоят мощные оптико-электронные системы, которые к тому же имеют тепловизионный канал. Двигатели украинских дронов, даже малой мощности, светятся ярким факелом в инфракрасном диапазоне. Дальше вертолетчикам нужно выбрать удобный ракурс и сбросить скорость.

До последнего времени ВСУ пускали дроны преимущественно ночью. Считалось, что так их сложнее обнаружить. Но ночью, когда подстилающая поверхность охлаждается, беспилотники становились просто прекрасной мишенью для вертолетных тепловизоров.

Теперь украинские боевики стараются построить маршрут так, чтобы места, где работают винтокрылые охотники, БПЛА проходили на рассвете. Как говорится на военном сленге, по-серому. Лучи восходящего солнца какое-то время мешают оптико-электронным системам вертолетов.

На последнем рубеже

Но если дрон смог обмануть радиолокационные станции и вертолеты и подошел к объекту атаки?

На данный момент самый эффективный способ его уничтожить — зенитный ракетно-пушечный комплекс (ЗРПК) «Панцирь». Его обзорный радар в сочетании с оптико-электронной станцией уверенно обнаруживает самые миниатюрные дроны на расстоянии в десятки километров. А зенитные ракеты, развивающие гиперзвуковую скорость, гарантировано поражают такие цели. В случае необходимости по дрону отработают две 30-мм автоматические пушки, которыми вооружен ЗРПК.

Не так давно была представлена версия «Панциря», доработанная для защиты стационарных объектов. А еще в боекомплект ЗРПК вошли новые ракеты. Они более легкие, дешевые и многократно увеличивают возможности поражения.

Первоначально для борьбы с дронами использовались и зенитные комплексы «Тор». Эти изделия хорошо зарекомендовали себя на линии фронта. Но для прикрытия объектов они не всегда эффективны. Не уступая «Панцирям» по дальности обнаружения цели, «Торы» серьезно проигрывают в радиусе поражения. Также «Панцирь» отличается более высокой скорострельностью. Часто его в шутку даже называют ракетным пулеметом.

Считается, что еще один крайне эффективный метод борьбы с дронами — мобильные группы (МГ) на автомобилях повышенной проходимости. На их вооружении стоят крупнокалиберные пулеметы, а для обнаружения целей используются тепловизоры.

Конечно, мобильные группы значительно проигрывают «Панцирям» по эффективности. Но обходятся гораздо дешевле и сформировать их можно много. А у «Панцирей» есть один, но очень существенный недостаток. Их слишком мало, прикрыть ими все важные объекты не получается.

Но и с применением МГ есть серьезные проблемы. Дальность эффективной стрельбы пулемета по движущейся воздушной цели, даже с тепловизором, всего несколько сотен метров. Даже если группа сбила дрон, он упадет на объект и нанесет ему ущерб. Поэтому выставлять такие подразделения нужно на расстоянии в несколько десятков километров, и точно на маршрутах пролета беспилотников.

Украинское командование сейчас старается наносить так называемые звездные удары. При подлете к целям, дроны расходятся и атакуют сразу с нескольких сторон, по возможности одновременно. Понятно, что для «Панциря» такая ситуация вполне штатная. Но выставить при таких условиях мобильные группы точно на маршрутах пролета дронов — проблематично.

Помехи и промахи

Достаточно эффективным средством борьбы с беспилотниками остаются средства радиоэлектронной борьбы. Они не уничтожают дроны, но ставят помехи их системам навигации. В результате БПЛА серьезно промахиваются или вообще беспомощно падают.

Но сейчас эффективность РЭБ начинает снижаться. Украинские боевики внедряют в конструкцию своих БПЛА инерциальные системы наведения, которые не зависят от спутниковой навигации. Правда, новинка еще не так широко распространена. К тому же «инерциалки» не всегда хорошо работают. Зачастую они получают неверные координаты и ведут дроны ложным курсом. А значит, БПЛА попадают «в молоко» или врезаются в оказавшиеся на пути препятствия.

Пока российская сторона выигрывает в беспилотном противоборстве. Но враг постоянно придумывает новые способы и методы.

Источник: svpressa.ru
Чтобы оперативно получать информацию, подписывайтесь на наш телеграм БелВПО

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.