Как Беларусь может ответить на военные приготовления Украины?

За прошедшие две недели в евроатлантических политкругах только ленивый не выразил «озабоченность, искреннее сочувствие и неподдельное стремление» помочь Польше в ее «неравной борьбе» с нелегальной миграцией.

Например, Германия, в лице министра внутренних дел Хорста Зеехофера, призвала весь Евросоюз помочь Польше обезопасить ее восточную границу.

Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг в ходе пресс-конференции назвал миграционный кризис на польско-белорусской границе одним из трех очагов напряженности в Европе, которые беспокоят альянс.

А госсекретарь США Энтони Блинкен после слов о том, что США поддерживают Польшу перед лицом кризиса на белорусско-польской границе, не уходя от главной для него темы, заявил: «Действия Лукашенко угрожают безопасности, сеют раздор и отвлекают внимание от действий России на границе с Украиной». Как говориться, у кого, что болит…

Но, все-таки, раньше всех «засветились» соседние страны – Литва, Латвия и Эстония. Прибалты поспешили заклеймить «белорусский режим», высказать слова поддержки, оказать символическую помощь Польше и… заняться своими делами.

Власти Литвы объявили на приграничных территориях чрезвычайное положение и продлили на три месяца полномочия армии на границе с Беларусью.

В латвийском регионе Латгалия, соседствующем с Россией и Беларусью, начались незапланированные военные учения «The Decisive Point» («Решающий момент»), к которым привлекли три тысячи земессаргов (военных ополченцев).

Эстония, впечатлившись скоплением большого количества мигрантов в Беларуси на границе с Польшей и Литвой, на всякий случай ускоряет работы по укреплению границы с Россией. Кроме того, как заявил глава эстонского МВД Кристьян Яани, МВД и Минобороны Эстонии договорились о сооружении временных укреплений «в критически важных точках» на границе с Россией.

Естественно, что обо всех «предпринятых мерах» и «нарастающей мигрантской угрозе» младшие члены Евросоюза и НАТО докладывают «по инстанции наверх», чтобы видны были «непосильные тяготы» и «огромные финансовые затраты», которые ЕС и Северо-Атлантический альянс обязательно должны компенсировать.

Не поэтому ли и Украина поспешила «приобщиться к проблеме» (пристроиться к кормушке)? Как еще объяснить активность больших и малых украинских чиновников?

10 ноября украинский заместитель министра внутренних дел Евгений Енин заявил: «Соседние государства прибегают к гибридным технологиям «увеличения потоков беженцев», прежде всего в приграничных регионах Украины, с целью дестабилизации общественно-политической ситуации. Это позорная попытка устроить в Украине миграционный кризис».

12 ноября высказался министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба: «Россия начала новый этап гибридной войны. В ход пошли разные типы гибридного оружия: газ, миграционные потоки, запугивания, пропаганда. Давайте договоримся, что нет сейчас никакого так называемого миграционного кризиса в Беларуси. Есть гибридная война России против Европы». Опять – «у кого, что болит…».

А внештатный советник главы офиса президента Украины Алексей Арестович в своих высказываниях пошел еще дальше. По его словам, нелегалы завозятся централизованно с российской помощью, а белорусские силовики «прямо атакуют границу мигрантами», организовывая и направляя их. Цель всего этого, отмечает Арестович, заключается в том, чтобы «породить в Польше, а затем в самом Евросоюзе и НАТО политический кризис».

Масштабно, да? Сразу видны все устремления. Натягивая на себя чужое одеяло, показать, что «Мы (то есть Украина) – последний рубеж обороны». Не только для Восточной Европы, не только для всего Евросоюза, но и для самого (!!!) НАТО! А поэтому…    – Дайте грошей! И в Евросоюз возьмите, а также в НАТО. Потому что очень хочется!

Все это было бы не так серьезно, если бы оставалось в виде громких заявлений украинских политиков. Но вот 15 ноября пресс-служба 61-й отдельной пехотной егерской бригады (ОПЕБр), входящей в состав сухопутных войск вооруженных сил Украины, сообщила в своем «Facebook», что к мигрантам, если они попытаются пересечь границу, применят самые жесткие меры.

«Сообщаем вам, что в настоящее время подразделения 61-й ОПЕБр выполняют свои задачи вдоль участка государственной границы с Беларусью и ни один так называемый мигрант, а также другие лица, которые могут маскироваться под мигрантов, не попадут на территорию Украины. Они просто будут уничтожены нашими подразделениями», – говорится в тексте.

То есть, кто мигрант, а кто нет, кому жить, а кому не жить, – решать будут украинские военные.

По сути, на жизни мигрантов, среди которых женщины и дети составляют почти половину, всем этим заявителям наплевать. Они для них всего лишь повод для усугубления кризиса и наращивания напряженности. Опять же для того, чтобы показать сложность и важность задач, которые «решаются в интересах ЕС и НАТО». И под это дело можно «стребовать большие деньги».

Почему повод, а не проблема? Потому что еще задолго до миграционного кризиса в украинском генштабе был разработан «план реагирования на случай вторжения с территории Беларуси». Об этом говорил еще прежний министр обороны Украины Андрей Таран в мае этого года: «Мы очень тщательно отслеживаем ситуацию. Безусловно, учитываем и такую возможность вторжения российских войск с белорусского направления или распространения военной агрессии через территорию Беларуси».

Понятно, что слово «вторжение» здесь так же уместно, как «угроза с Востока» в оправдательных выступлениях натовских чиновников.

Кстати, упомянутая выше 61-ая ОПЕБр была создана еще в 2019 году на основании совместной директивы Минобороны и Генштаба ВСУ от 25 апреля того же года, с главной целью – «усиление обороны Украины на северной границе»!

Известно, что данное воинское формирование укомплектовывается, как правило, военнослужащими контрактной службы с опытом боевых действий. При этом приоритет предоставляется военнослужащим сил специальных операций и военной разведки. Эдакий «лесной спецназ». Для обороны…

Необходимость создания егерской бригады, по заявлениям украинского военного руководства, была продиктована «требованиями времени». И это при том, что, по заявлениям тех же военных, на тот момент «сама по себе Беларусь никаких угроз Украине не несет». Угроз нет, а бригада есть! И уже два года выполняет свои туманные задачи по предназначению в «преимущественно лесной и болотистой местности», вблизи границ Республики Беларусь.

Объективно следует признать, что Беларусь и сейчас никаких угроз для Украины не несет. И если западное и северо-западное направления прикрываются войсками соответствующих оперативных командований, то на юге войск нет. До последнего военно-политическое руководство Беларуси не рассматривало Украину как недружественное государство. А теперь получается, что по ту сторону границы действует бригада спецназа.

Мало того, Украина направит к границе с Беларусью около 8,5 тыс. военнослужащих и полицейских, а также 15 вертолетов. Об этом 11 ноября сообщил глава МВД страны Денис Монастырский в ходе визита в приграничную Волынскую область.

«Мы усиливаем пограничные подразделения силами Национальной полиции и Национальной гвардии. Дополнительно будет привлечено около 8,5 тыс. военнослужащих и полицейских. Эта мощная группировка будет состоять из: 3 тыс. военнослужащих ДПСУ (Погранслужба Украины); 3,5 тыс.– НГУ (Национальная гвардия Украины) и 2 тыс. – Нацполиции. Чередовать также будет авиация МВД, в том числе 15 вертолетов, которые обеспечат мобильность и, при необходимости, будут перебрасывать наши силы на границу», – приводятся слова господина Монастырского на сайте ведомства.

Такая ситуация дает все основания полагать, что проблема прикрытия южной границы белорусским руководством будет решена достаточно быстро.

После интервью министра обороны Республики Беларусь генерал-лейтенанта Виктора Хренина международному телеканалу «Al Jazeera» можно сделать вывод, что одним из путей решения вопросов оперативного реагирования на кризисные ситуации в белорусском военном ведомстве считают развитие центров совместной подготовки белорусских и российских военнослужащих.

Напомним, что на территории Республики Беларусь уже создан Центр совместной подготовки ВВС и войск ПВО Беларуси и России, на базе которого организовано не только проведение учебных занятий, но и совместное несение боевого дежурства по ПВО. В этих целях в Гродно находится одно из подразделений учебного центра – для подготовки военнослужащих зенитных ракетных войск к боевой работе на самых современных ЗРК, а в Барановичах расположено второе подразделение центра – для обучения летного и технического состава Военно-воздушных (космических) сил.

Поэтому вполне убедительно выглядит вариант, когда в составе Центра совместной подготовки появятся еще несколько секций – в Брестской или Гомельской области. Например, для подготовки подразделений сухопутных войск. При этом основной упор там будет сделан на подготовку механизированных и танковых подразделений из состава так называемых сил немедленного реагирования, которые, в случае необходимости, обеспечивают оперативное усиление охраны Государственной границы. Или секции Центра для подготовки подразделений ССО, или расчетов оперативно-тактических ракетных комплексов «Искандер» и так далее. Вариантов много.

С другой стороны, однозначного отрицания возможности размещения в перспективе российских военных баз на территории Беларуси не прозвучало нигде и ни от кого. Что Президент, что министр обороны Беларуси – оба в один голос заявили – если будет сделан вывод о том, что обстановка критическая, то на территории Республики Беларусь в кратчайшие сроки будет находиться «хоть вся российская армия».

Владимир Вуячич

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.