Компания «Литовские железные дороги» (ЛЖД) планирует нарастить перевозки грузов из Турции, чтобы компенсировать снижение объемов белорусского транзита. Этот вопрос обсуждался на недавнем заседании парламентского Комитета по экономике. О превращении Литвы в торговый мост между Турцией и Скандинавией грезила еще Даля Грибаускайте, но этим планам так и не суждено было сбыться. По всей видимости, литовский маршрут для турок оказался менее выгоден, чем тот, которым они пользуются по сей день.
«Есть большой поток грузов из Турции на скандинавский рынок, и теперь это идет по кругу, по морю вокруг всего материка и в Скандинавию», — рассказал на заседании парламентского комитета менеджер ЛЖД по международным отношениям Лауринас Бучалис. Почему же «это» идет по кругу и по морю, если может идти по прямой и по суше?
Руководство «Литовских железных дорог» приходит к выводу, что альтернативный маршрут обладает большим потенциалом. Нужно только проработать все детали и доказать его эффективность самим туркам.
Тогда переориентация белорусских грузов на порты Ленинградской области для Литвы пройдет безболезненно.
План Бучалиса (назовем его так) подоспел очень вовремя. Клайпедскому порту и ЛЖД пора ответить на вопрос, как жить в условиях падения транзитных потоков из соседней страны. Нефтепродукты из Литвы уже ушли — Лукашенко отправил их на российскую Балтику.
Теперь обсуждаются планы строительства отдельного терминала для перевалки белорусских удобрений. Не факт, что он появится, но есть еще терминал «Ультрамар», который прямо сейчас строится в Усть-Луге и через некоторое время будет готов сотрудничать с «Беларуськалием».
Если потеря нефтепродуктов для Клайпеды не смертельна, то без удобрений будет туго. На них приходится каждая пятая тонна грузов, которые обрабатываются в литовском порту.
Кстати, именно рост перевалки продукции «Беларуськалия» в первые месяцы этого года помог Литве компенсировать потерю нефтетранзита. Но что будет, если калий уйдет вслед за бензином, маслом и мазутом?
Прибалтийская республика не отчаивается. Уйдет Беларусь — придет Турция! Свято место пусто не бывает. По крайней мере, на это надеются менеджеры ЛЖД.
Надо признать, к делу они подходят серьезно. Бучалис напоминает, что в начале этого года, вскоре после того, как Минск и Москва договорились об условиях перевалки белорусских нефтепродуктов, ЛЖД создали компанию по перевозке грузов на Украине под названием LTG Cargo Ukraine.
«Это важный шаг к расширению спектра деятельности и повышению конкурентоспособности в регионе. Благодаря своим услугам LTG Cargo может стать важным связующим звеном между литовским и украинским бизнесом и экономическим сотрудничеством», — говорилось в сообщении ЛЖД.
Теперь же Бучалис утверждает, что одна из целей предприятия — это развитие маршрута для переправки турецких грузов по Черному морю. От Украины они должны направляться по железной дороге до Клайпеды и, соответственно, приносить прибыль транзитной отрасли Литвы. Для этого Вильнюс в январе учреждает компанию LTG Cargo Ukraine, которая в марте подписывает с «Укрзализныцей», «Укрферри» и «ФерриПлюс» меморандум о совместной реализации проекта развития международного мультимодального маршрута Турция — Украина — Литва — Польша.
LTG Cargo Polska была учреждена еще в 2019 году. Очевидно, ее Вильнюс тоже попытается привлечь к новому проекту. Но насколько успешным будет этот проект?
Дело в том, что реализовать его прибалтийская республика пыталась еще несколько лет назад.
Тема развития грузоперевозок в рамках создания транспортного коридора Балтийское море — Черное море активно поднималась еще в 2016 году. Меморандум о взаимопонимании в рамках этой инициативы Гендирекция государственных железных дорог Турции и Государственная подписала с «Укрзализныцей» еще в 2013 году. Уже тогда железнодорожные администрации Украины в кооперации с Анкарой собирались начать работу по привлечению дополнительных объемов перевозки грузов поездом комбинированного транспорта «Викинг» и способствовать присоединению к проекту новых стран-участниц.
А за три года до этого экс-резидент Литвы Даля Грибаускайте пригласила Турцию присоединиться к трехстороннему соглашению между Литвой, Беларусью и Украиной о транспортном коридоре от Балтийского моря до Черного.
«В отношении транзитных грузов применяются упрощенные таможенные процедуры и более низкие тарифы транспортировки, товары перевозятся быстрее, чем автотранспортом. Если продлить путь “Викинга” до Турции, должны возрасти потоки грузоперевозок, будут лучше использоваться возможности Клайпедского порта. Это будет поощрять развитие предпринимательства и создание центров логистики», — говорила тогда Грибаускайте.
Вильнюс предлагал Анкаре целых два варианта присоединения к проекту «Викинг».
Морской путь шел бы от черноморского порта Украины Ильичевск до турецкого Самсуна. Сухопутный — по территории Болгарии и Румынии.
«Болгария уже присоединилась к проекту “Викинг”. Румыния в конце февраля подписала соответствующий меморандум и в ближайшее время намерена выполнить оставшиеся формальные процедуры», — сообщал тогдашний премьер-министр Литвы Саулюс Сквернялис.
Дальше — больше! В 2015 года сообщалось, что Турция и Литва хотят увеличить перевозки через порты Одесской области.
Делегация ЛЖД в 2015 году посещала Турцию, где встречалась с представителями различных турецких компаний. Сквернялис выражал надежду на то, что «работа с клиентами в Турции и скандинавских странах уже в ближайшее время даст очевидные результаты. «И, говоря о них, мы не имеем в виду один или несколько контейнеров — мы говорим о составах контейнеров и их регулярном потоке», — заявлял премьер-министр Литвы.
С тех пор в Литве прошли и президентские, и парламентские выборы. «Аграриев» в правительстве сменили консерваторы, а идея «Викинга», курсирующего между Турцией и Скандинавией, по-прежнему жива.
Есть только одно объяснение, почему она не реализовалась: Турция не увидела выгоды в развитии этого маршрута. Морской путь в Скандинавию более длинный, но зато Анкара лишается «прерогативы» платить транзитную ренту украинским, польским и литовским посредникам, которые хотят извлечь свою выгоду.
«Вопрос состоит в том, насколько издержки при следовании по такому маршруту будут ниже или равны издержкам, существовавшим ранее по тем маршрутам, которые были до изменения транзитных коридоров между Беларусью, Литвой и Россией. Как известно, предприниматели и потребители голосуют рублем, в данном случае, может, евро, долларом или иными валютами; соответственно, они будут выбирать именно тот путь доставки и перевозки товаров, который для них наиболее экономически эффективен, то есть имеет наименьшие издержки», — отмечает председатель правления ассоциации «Межрегионавтотранс» Сергей Храпач.
Ответ на этот вопрос уже известен: Турция по-прежнему отправляет свои грузы в Скандинавию в обход Клайпеды.
Стоит ли ожидать, что после потери Литвой белорусского транзита ситуация изменится? Надеяться на это могут только самые наивные объекты вешания литовскими политиками лапши на уши.