Да, сегодня приходится признать, что в космическую семью Китай вломился и никуда теперь не денется из нее. Впрочем, это было понятно и раньше, но на первые места околокосмических обзоров и аналитики вышли успехи программы Илона Маска и прямо противоположные в плане успеха заявления Дмитрия Рогозина.
Впрочем, если говорить о том, кто красивее заявит о своих будущих успехах, то тут, конечно, Рогозин вне конкуренции.
Однако, у нас на повестке дня не Рогозин, а Китай. Страна, которая совершила просто гигантский рывок в космос. Учитывая, что китайцы начали работу по интеграции в космос значительно позже СССР и США, да еще и не обладая таким уровнем развития что науки, что техники – тут действительно, аплодисменты стоя.
Да, у китайцев есть секретный козырь. Точнее, не секретный, но очень весомый козырь, который реально позволит Китаю не только догнать, но, возможно, и обогнать своих соперников в космосе.
И называется этот козырь – социалистическое планирование. То есть, четко выработанная концепция и план по ее реализации в соответствии с учением марксизма-ленинизма, по пути которого следует КПК, ведущая страну.
И не стоит даже задумываться о том, насколько это учение может быть ошибочным или бесперспективным. Потому что именно на нем Советский Союз в свое время вырвался в космические лидеры. И именно на отказе от такого плана Россия и потеряла свое лидерство.
Итак, Китай реализуя свою собственную концепцию понемногу начинает догонять и даже отрываться от конкурентов.
Испытав все, что было необходимо на двух небольших орбитальных станциях «Тяньгун» (я бы назвал их копиями «Салюта»), китайцы приступают к строительству многомодульной орбитальной станции типа МКС. Построят? Нет никаких сомнений.
Межпланетные станции. Полный порядок. В конце прошлого года китайский космический аппарат «Чанъэ-5» доставил на Землю образцы грунта с лунной поверхности. Это первая доставка лунного грунта на Землю за 45 лет, со времени советской миссии «Луна-24», которая состоялась в 1976 году.
Ну а какими темпами КНР засевает околоземное пространство спутниками, каждый может посмотреть сам. Там ничего приятного для нас нет.
Что же США?
Там все довольно непросто. Все зависит от того, кто президент и какое у него личное отношение к космической программе. Помните, как критиковали Обаму за его негативное отношение к лунной программе, что привело к сворачиванию оной?
Зато, как оказалось Обама был прав, перенаправив усилия и деньги на поддержку частных проектов. И в итоге появился SpaceX, появились собственные многоразовые ракеты-носители, что весьма и весьма облегчило жизнь американской космической программе в плане независимости от той же России.
Да, лунная программа оказалась в стороне. И что такого? Смысла в лунной программе нет, если нет кораблей и ракет, способных отрабатывать лунные программы.
Россия… Тут печально. И, к сожалению, кроме теоретических шараханий Рогозина из стороны в сторону, ничего у нас нет. То полет на Марс, то лунная программа, то своя орбитальная станция. При всем том, что проблема с ракетами-носителями до конца не решена.
Про космические корабли нового поколения просто говорить не хочется. Все тот же модуль «Наука» по долгострою, что «Федерация»-«Орел», что «Арго». Разговоры без конца и края, необозримые, как космос…
Но о России говорить не стоит, точнее, нечего пока. Вернемся к США.
Там тоже прыжки будь здоров. Особенно вокруг Луны.
Дональд Трамп решил вернуть из дальнего сейфа убранную туда Обамой лунную программу «Аполлон-Артемида». Программа внешне сильна: окололунная станция «Гэйтвей», регулярные рейсы к Луне, строительство станции на поверхности спутника.
Смогут? Ну так как Маск решил проблему с ракетами-носителями, то возможно. Но никак не к указанному 2024 году. Тут, простите, верится с трудом.
А теперь Трамп все. Войти в историю, как еще один президент-покоритель Луны у него уже не получится. А Байден…
Вот за Байдена вообще надо осторожно говорить. Просмотрев несколько его выступлений, я так и не понял, как новый президент США вообще смотрит на космическую программу. И смотрит ли он на нее вообще хоть как-то. Так что, учитывая нестабильное политическое поведение Байдена в некоторых вопросах (я не о ненависти к России и Китаю, если что – прим.), совершенно не удивлюсь, если NASA в очередной раз налетит на сокращение бюджета, а «Аполлон-Артемида» снова отправится в архив.
Вот у Байдена это будет исполнено легко и непринужденно.
И тогда вполне возможно, что китайцы высадятся на Луне раньше американцев.
Учитывая, какое отношение в США к Луне («Кто раньше встал – того и тапки»), там спутник считают чуть ли не собственностью, это вызовет не самый лучший резонанс в Америке. И поделом, кстати. Заявления некоторых американских политиков на тему того, что «все, что добыто на Луне, должно принадлежать США» вызывают желание покрутить пальцем у виска, не более того.
Так до «Звезды смерти» на орбите Земли и досмотровых космических кораблей на подлете недолго доиграться. А там и до комнаты с мягкими стенами недалеко в общем.
Ну и конечно, нельзя не отметить успехи двух соперничающих американских космических корпораций, уже упоминавшейся SpaceX Илона Маска и Blue Origin Джеффа Безоса.
Обе занимаются разработкой космической техники, запуском спутников, SpaceX создает орбитальную сеть Starlink из 12 тысяч спутников, Blue Origin тоже ведет работы по созданию своей аналогичной сети, пусть и меньших размеров.
И обе компании декларируют сотрудничество с NASA по лунной программе. Получится? Все возможно.
Однако, главное, что сделали эти компании – с помощью своих разработок (особенно многоразовых ракет-носителей) значительно уменьшили стоимость одного килограмма полезного груза, забрасываемого на околоземную орбиту. Орбита стала более доступной, чем тут же начали пользоваться многочисленные научно-исследовательские центры, которым раньше космические запуски были просто не по карману.
А что у нас?
Ну если кроме исторической славы, которая, собственно, и не российская, а советская?
В мире (особенно в Европе) считают, что весь мир наблюдает закат российской космонавтики.
19 пусков (17 успешных) в 2017 году
17 пусков (16 успешных) в 2018 году
22 пуска (21 успешный) В 2019 году
15 пусков (15 успешных) в 2020 году
Уверенное третье место после Китая и США. И наступающий на пятки Евросоюз со своей программой.
В чешском издании iDNES.cz был материал, в котором Карел Звоник высказал мнение, что «Россия, которой не откажешь в изобретательности, в последнее время утратила ясную и понятную цель. Если судить по неиссякаемому потоку заявлений российских руководителей, то страна под руководством Владимира Путина хочет добиться в космонавтике практически всего, но ничего не может довести до логического завершения».
Да, сейчас запросто можно сказать, что не чехам оценивать наши успехи или неуспехи, поскольку сами они ничего не создали в космической отрасли. Однако то, что все слова о будущих проектах Роскомоса в основном заканчиваются ничем – это справедливо.
С 2005 года продолжается возня вокруг многоразового космического корабля. То ли «Орел», то ли «Арго» – не совсем понятно кто будет и будет ли.
С 1995 года мучают модуль «Наука». Вроде бы 80% проверок завершено, возможно, в 2021 году модуль все-таки запустят и пристыкуют к МКС.
Были разговоры о начале разработки лунной программы, но пока что никак не могут закончить космодром «Восточный». Программы по исследованию Венеры тоже не выглядят серьезно.
Красивые презентации и громкие заявления на фоне все более устаревающих космических технологий середины 20 века, заложенных советскими пионерами освоения космоса – это не космическая супердержава. Это просто пустые заявления, за которыми ничего не стоит, и цена которым невелика.
В общем, метания от Луны до Венеры, ничем не подкрепленные – это сегодняшняя действительность российской космонавтики.
Отсутствие четкого плана и внятного руководства делают ситуацию похожей на американскую, в которой все зависит от личного отношения действующего президента к космической программе. В России же все зависит от несколько иных составляющих.
Отсюда можно сделать не очень приятный для России и США вывод: в ближайшем времени Китай, у которого есть и чёткая стратегия, и возможность выполнить свои планы, сможет стать безоговорочным лидером в освоении космического пространства. И это касается не только лунной программы исследований.
Объявить Луну зоной влияния США можно. Вот только сделает ли это спутник планеты американской территорией, если летать туда будут китайские корабли и автоматические станции?
Подписывайтесь на «Военно-политическое обозрение» в Telegram и Twitter!