На состоявшейся 26 апреля пресс-конференции по итогам встречи министра иностранных дел России Сергея Лаврова и Генерального секретаря ООН Антониу Гутерриша российский министр в своем выступлении смог поместить в одну емкую и точную фразу всю сложность, значимость и, можно сказать, эпохальность сложившейся на данный момент в мире обстановки.
«Мы сейчас находимся на таком этапе развития международных отношений, когда наступает момент истины: либо мы все смиримся, что кто-то в одиночку с группой своих сателлитов решает, как будет жить человечество, либо человечество будет жить на основе Устава ООН. Вот, собственно говоря, очень простой выбор», – сказал Сергей Лавров.
Характерно, что в преддверии этого этапа, о котором сказал Лавров, государства, составляющие основу так называемого «коллективного Запада во главе с США» (меньше четверти от мирового сообщества), активно наращивали боевые потенциалы собственных вооруженных сил и совершенствовали военные инфраструктуры, а восточно-европейские страны-члены НАТО (в первую очередь Польша и страны Балтии), кроме того, лоббировали вопросы усиления иностранного военного присутствия на своих территориях.
Очевидно, что руководство этих государств разделяет точку зрения главы российского внешнеполитического ведомства, но выводы о том, как нужно поступать в данной ситуации сделали свои и давно приступили к подготовке их практической реализации. Выбранный метод – традиционный, парадигма – неизменна: «Кто сильнее, тот и прав».
В рамках этих подготовительных мероприятий ближайшие соседи «главных строптивцев» – России и Беларуси – уже создали и придвинули к границам Союзного государства группировки своих национальных вооружённых сил (с тыла их подпирают формирования США и НАТО). Кстати, об этом 18 апреля говорил Госсекретарь Совета безопасности Республики Беларусь Александр Вольфович, выступая перед журналистами. «Они свою инфраструктуру приводят в соответствие непонятно чему, наверное, развязыванию, подготовке агрессии», – отметил Вольфович.
В ответ на агрессивные действия западных стран и подстрекаемой ими Украины Россия вынуждена была приступить к проведению специальной военной операции, а Беларусь, в свою очередь, частью вооруженных сил прикрыть государственную границу на западном и южном направлениях.
Следует отметить, что в этих условиях, давно избавившись от пресловутой толерантности, Беларусь целенаправленно выстраивает оборонительную стратегию. Белорусское государственное руководство, реализовывая соответствующую военную политику, обеспечивающую военную безопасность государства, особое внимание уделяет вооруженным силам, как основному гаранту сохранения независимости, территориальной целостности, суверенитета и конституционного строя Республики Беларусь.
Возникновение новых вызовов и угроз военной безопасности государства предопределяет оптимизацию и совершенствование организационных структур воинских формирований. Применительно к белорусским вооруженным силам основная цель этого процесса на данном этапе – увеличение численности и совершенствование организационно-штатных структур соединений и воинских частей сил постоянной готовности. Эти силы предназначены для оперативного усиления охраны государственной границы на суше и в воздухе, наращивания потенциала системы государственного реагирования на акты терроризма, деятельность террористических организаций, незаконных вооруженных формирований, а также для решения других внезапно возникающих задач. Ставка делается на повышение их мобильности, наращивание огневой мощи и сокращение сроков готовности к выполнению задач составом мирного времени.
Кроме того, в настоящее время белорусским Генштабом решается задача по формированию оперативного объединения для усиления южного направления и воинских частей, которые будут оснащаться зенитно-ракетными системами С-400 и оперативно-тактическими ракетными комплексами «Искандер», – так же для прикрытия южных границ.
По заявлениям военного руководства Республики Беларусь, главной целью строительства и развития вооруженных сил на текущем этапе является приведение их к тому виду, который гарантированно обеспечит решение задач, обусловленных соответствующими вызовами и угрозами, в том числе, так называемым «гибридным войнам».
Владимир Вуячич