Евросоюз намерен запретить третьим странам покупать российскую нефть. О том, что такая идея обсуждается, по итогам саммита в Брюсселе заявил премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий.
По его словам, в последнее время Польша и все больше стран ЕС «громко говорят о так называемых вторичных санкциях». Эти ограничения, как он пояснил, дают возможность «наложения санкций таким образом, чтобы российская нефть не могла продаваться также в третьи страны», которые не включены в состав Европейского союза.
Напомним, 31 мая лидеры стран ЕС после долгих обсуждений достигли политического соглашения о частичном отказе от импорта российской нефти. Запрет коснется танкерных перевозок по морю и будет активирован через шесть месяцев. Поступающее по трубопроводу топливо в новый пакет санкций не попало.
Но, судя по всему, Варшава опять бежит впереди паровоза. Ей, видимо, показалось мало частичного эмбарго, наложенного ЕС в рамках шестого пакета антироссийских санкций. И теперь там предлагают вообще запретить, кому бы то ни было, заключать контракты с Россией на приобретение нефти
Нетрудно догадаться, что речь, прежде всего, идет о таких крупных покупателях российских углеводородов, как Китай и Индия. Туда, кстати говоря, наша страна ранее уже перенаправила часть объемов, которые оказались невостребованными на европейском рынке из-за опасений местных трейдеров санкционных рисков.
Но Москва, собственно, этого не скрывала. А после саммита в Брюсселе прямо предупредила — в лице постпреда при международных организациях в Вене Михаила Ульянова, — что найдет других импортеров сырья.
Тем более что задача несложная. «Ненужная» Европе нефть из России оказалась весьма востребована в Азии. Причем настолько, что в апреле азиатский регион стал крупнейшим покупателем российского топлива.
Индия, к примеру, как сообщает Reuters со ссылкой на аналитический сервис Refinitiv Energy, с конца февраля нарастила поставки до 34 млн. баррелей. И если в апреле Нью-Дейли приобрел 7,2 млн., то уже в мае — 24 млн. баррелей.
Переход на российскую нефть страны, которая является третьей по величине экономикой Азии и третьей по объемам импортером нефти в мире, агентство объясняет большими скидками. Но когда из-за санкций мировые цены растут (цена на марку Brent уже превышала 120 долл. за баррель), Россия все равно не окажется в накладе. Учитывая, что Китай также активно наращивает закупки в последнее время.
Каким образом Польша (или целый ЕС) может заставить Пекин и Нью-Дейли отказаться от российской нефти, не очень понятно…
— Это похоже на попытку помахать кулаками после драки, — комментирует заявление польского премьера ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков. — В ЕС еле-еле приняли половинчатое решение об эмбарго. Полноценного они просто не могут себе позволить, потому что не все страны Европы согласились отказаться от российской нефти. Чехия, Венгрия, Словакия, Болгария, Хорватия продолжат ее закупать. Одни будут получать нефть из России по трубе, другие — Болгария, например — даже морским транспортом. Да, они установили срок — четырнадцать месяцев. Но не факт, что потом не продлят.
О каких вторичных санкциях можно говорить, если Польша сама сидит на российской нефти и прекратит делать закупки, вероятно, только через полгода. В принципе, импортировать нашу нефть морским транспортом европейским странам будет запрещено только с 2023 года. То есть, еще шесть месяцев все они будут это делать, в том числе и Польша.
Поэтому, если ты хочешь ужесточить какие-нибудь санкции, то ты хотя бы сам не покупай нефть. Не говоря уже о том, чтобы Китаю и Индии указывать.
«СП»: — Но ведь указывают…
— Думаю, это просто надувание щек. Попытка показать некую решимость ЕС: вот, мол, санкции приняли, потом будем ужесточать — на фоне того, что прошел этот шестой пакет с большой пробуксовкой.
Они же больше месяца свои рестрикции обсуждали, и в итоге приняли не то, что изначально хотели. Более того, последнее время многие говорят о том, что эти меры бессмысленны.
Ведь цель санкций, какая? Не дать России зарабатывать, чтобы у России было меньше денег.
В итоге буквально за день-два до принятия эмбарго выступает глава Европарламента Урсула фон дер Ляйен и говорит, что, вообще-то, это все бесполезно. Потому что Россия перенаправит часть нефти на азиатские рынки и все равно их продаст, а часть, которую она сократит в добыче, приведет к тому, что цены на мировом рынке повысятся. То есть, отправляя нефть в Азию через дальневосточные поставки, Россия заработает даже больше.
По ее словам, здесь какой-то замкнутый круг получается.
И вот на этом, очень негативном для ЕС информационном поле, они принимают шестой пакет санкций. Принимают кое-как, с горем пополам, с большими уступками. Конечно, надо как-то подправить эту информационную составляющую.
«СП»: — Почему поляки? Они теперь главные в ЕС?
— Поляки — главные «борцуны» с Россией. И этот имидж они стараются при любом удобном случае поддерживать. Опять же, Польша больше остальных включена в украинскую историю. Поэтому им важно показать, что в отличие от «всяких венгров», они, желая помочь Киеву, выступают за ужесточение антироссийских санкций.
Но это, повторюсь, скорее, информационная кампания — сделать хорошую мину при плохой игре.
Надо понимать: если вы всерьез рассматриваете сценарий экстерриториальных санкций (т.е. запрещаете всем остальным тоже покупать российскую нефть), не удивляйтесь, что, во-первых, это приведет к конфликту с азиатскими странами. И с Китаем, и с Индией, и с Юго-Восточной Азией.
Во-вторых — к определенным вопросам со стороны США. Просто напомню, что говорила еще до принятия европейских санкций министр финансов США Джанет Йеллен. Она говорила о том, что ЕС должен принять такие ограничительные меры, которые, с одной стороны, не дадут России зарабатывать на нефти. А с другой — не усугубят дефицит предложений на мировом рынке.
То есть, в плане ЕС вроде как надо что-то поменять. И не делать так, чтобы Россия сокращала экспорт. Потому что получается, что вообще вся нефть в мире (и российского, и любого другого происхождения) становится дороже. А это раскручивает инфляцию в Штатах, в Европе и т. д.
«СП»: — Но у них не получилось сделать так, чтобы Россия перестала зарабатывать на нефти?
— Вообще американцы, по сути, говорят о своем негативном опыте. Что вот они ввели санкции против российской нефти и нефтепродуктов, а Россия из-за этого частично сократила объемы экспорта. Соответственно, усугубился дефицит.
Американцы указали на негативный эффект. И предложили придумать что-то другое. Но европейцы уже анонсировали введение эмбарго, а не каких-то там налогов, которые они хотели ввести, или специальных счетов, куда деньги будут перечисляться. И, получается, что по накатанной вынуждены были принять.
Я имею в виду, что в дальнейшем более жесткие санкции против России им будет принять еще сложнее. Уже сейчас мы видели, какое огромное противодействие со стороны разных стран было.
Водить запрет на покупку российской нефти — то ли решением ЕС, то ли решение США, — можно, как мне кажется, пробовать только тогда, когда мир сможет нарастить объем добычи на тот уровень, который Россия экспортирует. А мы экспортируем, чуть ли не 7,5 млн. баррелей в сутки — что в Азию, что в Европу.
Ведь они хотят запретить не только ту нефть, которая через западные российские порты выходит. Но и через восточные. Типа любую российскую нефть. А мы там 7,5 баррелей суммарно экспортируем. И что, Китай будет останавливать покупку российской нефти по нефтепроводу?
Сейчас на один-два миллиона баррелей никто не может увеличить объем производства, они же говорят о том, чтобы 7,5 млн. заменить. Просто фантастическая история. Для этого должны годы, если не десятилетия пройти, но в данный момент это абсолютно нереальная «хотелка».