Военная операция России на Украине вызвала глобальную встряску. Россию решено уничтожить «ранее невиданными в истории» санкциями. Россия в ответ переводит силы сдерживания в режим повышенной боеготовности. Логика эскалации неминуемо ведет к новому Карибскому кризису: постановке вопроса об использовании ядерного оружия.
За минувшие сутки Евросоюз и ряд стран за пределами Европы закрыли небо для российской авиации. Западные компании-авиастроители отказываются впредь поставлять свои самолеты в РФ. Усложняются правила получения шенгенских виз для граждан России, а самые ретивые, традиционные борцы с Москвой — Польша, страны Прибалтики и им подобные — въезд россиянам вообще запретили.
Это то, что можно назвать территориальными, пространственными санкциями.
По всей Европе отключаются, запрещаются и блокируются российские СМИ, для них отменены все европейские ценности и нормы свободы слова. Граждане РФ снимаются со всех конкурсов, всех соревнований вплоть до анекдотического запрета на участие в «Евровидении». Россию исключили из Совета Европы — судя по всему, это далеко не последняя международная площадка, с которой ее еще выгонят.
Российские СМИ в самой России тоже «глушатся», против россиян ведется психологическая «ковровая бомбардировка мозгов», чтобы те выходили на антивоенные митинги и вообще свергать Путина.
Это информационные санкции.
Если быть точным, это информационная война, направленная как на полное отсечение собственной аудитории от российских источников информации, так и на подстрекательство к мятежу российской аудитории.
Наконец, самое главное: экономические санкции. Заблокированы активы нескольких крупнейших банков, они отключены от международной системы финансовых переводов SWIFT. Сворачивается импорт в Россию комплектующих для производства, а также высокотехнологичной конечной продукции. Ограничивается российский экспорт. Заморожен проект газопровода «Северный поток — 2».
Запад с гордостью называет принятые меры крупнейшими санкциями в истории. С этим можно бы было согласиться — санкции и в самом деле беспрецедентно жесткие. Но есть одно «но».
Странно называть давление на Россию самым мощным в истории, когда меры против нее полностью исключают одну сферу — военную.
В этом аспекте «адское» давление США и ЕС исчерпывающе описывается фразой Остапа Бендера «я дам вам парабеллум». ЕС поставит Украине боевые самолеты. Германия поставит Украине ракеты. Европейский фонд (Кафка!) решено использовать для накачки оружием Украины. Однако своих солдат Украине никто не пошлет.
Максимум, на что готовы пойти страны НАТО в этом вопросе, это «зеленый коридор» для добровольцев, которые выразят желание идти воевать за киевский режим с Путиным. Да и то — даже такие страны, как Латвия и Литва, подчеркивают, что участие граждан их государств в войне с Россией не есть участие самих государств.
В целом же фраза о том, что НАТО не окажет военного вмешательства в ситуацию на Украине, превратилась в новую западную политическую мантру.
В таком случае действительно странной, излишней и чрезмерной выглядит ответная политика российского президента Владимира Путина, который приказал перевести стратегические силы «сдерживания российской армии в особый режим несения боевого дежурства». То есть разговор уже зашел о наличии у России ядерного оружия.
Зачем это делать, если действия Запада подчеркнуто исключают возможность военного ответа Москве за спецоперацию на Украине? Сам Путин подтверждает это, обосновывая свой приказ реакцией на информационное и экономическое давление. «Западные страны предпринимают не только недружественные действия в отношении нашей страны в экономической сфере (я имею в виду те санкции, о которых все хорошо знают), но высшие должностные лица ведущих стран НАТО допускают и агрессивные высказывания в адрес нашей страны».
Для ответа нужно твердо уяснить себе, что Россия больше не обороняется, не защищается, не оправдывается, не жалуется и даже не «сосредотачивается», а наступает.
Цель Москвы — заставить Запад рано или поздно отменить все санкции, ограничения и прочие дискриминационные меры, которые были введены против России и россиян, и в этом вопросе она дойдет до главного и финального козыря, который сегодня у нее есть: наличия ядерного и постъядерного (гиперзвукового) оружия.
Россия в военном отношении сегодня является мировым лидером. Не будь она таковым, Путин бы не принял своего отчаянного решения о принудительной демилитаризации и денацификации Украины.
Воевать с сегодняшней Россией и победить ее невозможно.
Эпоха «сдерживания России» закончилась.
Закончилась эпоха «победы в холодной войне».
Разговоры с Россией с «позиций силы» больше не актуальны, потому что с позиций силы теперь говорит сама Россия.
Еще раз: Россия сегодня — мировой лидер в новейших вооружениях.
Поэтому она займет то место в мире, которая сама себе выберет, а не то, которое ей укажут.