События, которые разворачиваются в настоящее время в Азиатско-Тихоокеанском регионе, можно сказать, переворачивают понимание современных материальных ценностей. Действительно, до недавнего времени основными ценностями были углеводороды, за них свергались правительства и велись войны.
Времена меняются, и дела сегодняшние показывают, что углеводороды – не самое ценное, что есть в мире и необязательно за них воевать. Можно, например, правильно договориться с Россией, и она за свой счет проложит вам к порогу трубу со своими нефтью и газом. Доказано Германией, Китаем и Турцией.
Сегодня у нас возникла новая ценность, за которую могут сойтись в схватке две супердержавы – Китай и США.
Вообще война уже идет, но она пока санкционно-экономическая и не очень явная. Отголоски этой войны мы видим на примере того, как США пытаются задушить санкциями и непоставкой чипов фирму «Huawei».
Но на самом деле все намного сложнее, чем попытка отстранить Китай от главного производителя микроэлектроники в мире. От Тайваня.
Вообще Тайвань – это очень непросто.
Само по себе положение этого образования непростое, и его можно сравнить с такими странами, как ПМР, Южная Осетия и так далее. Так называемая Китайская Республика Тайвань, один из основателей ООН. Сегодня Тайвань потерял свое место в ООН, его передали КНР, которая фактически ушла из-под контроля Тайваня в результате Гражданской войны 1945-50 годов, когда коммунисты победили в итоге гоминьдановцев. Китайская Республика неоднократно пыталась возобновить свое членство в ООН, но каждый раз эти попытки проваливались Китайской Народной Республикой, считающей, что Тайвань – это территория КНР.
Сегодня Тайвань, представляющий собою сам остров Тайвань и несколько малых островов, признан всего 15 государствами мира, но через торговые представительства поддерживает связи со всем миром.
Экономика Тайваня – 30-е место в мире по величине паритета покупательной способности (ППС), 18-е место по валовому внутреннему продукту (ВВП) и 24-е по номинальному ВВП, инвестициям и внешней торговле.
Очень уверенно. Основой благосостояния является компания TSMC (Taiwan Semiconductor Manufacturing Company), на долю которой приходится около 56% мирового выпуска полупроводниковых микросхем. Это огромная цифра, для сравнения: второе место в мире у «GlobalFoundries» (США), это 9,4 %, третье у «United Microelectronics Corporation» (опять же Тайвань), 8,5 %.
Фактически TSMC имеет контрольный пакет мирового производства чипсетов. Клиентами TSMC являются «HiSilicon», «MediaTek», «Huawei», «Realtek», AMD, NVIDIA, «Qualcomm», ARM Holdings, «Altera», «Xilinx», «Apple», «Broadcom», «Conexant», «Marvell», «Intel». Это список крупнейших клиентов, и можно сделать выводы о том, насколько твердо на рынке засела TSMC.
Сегодня конфликт разворачивается вокруг того, что США пытаются сдерживать развитие Китая путем давления на TSMC в плане ограничения поставок продукции микроэлектроники компании «Huawei».
На самом деле вроде бы странно, что компания, основанная на китайские деньги и почти на китайской земле, находится под давлением США. Но по политической сути здесь все правильно: в Тайване на сегодняшний день правит ДПП, демократическая прогрессивная партия, первое лицо которой, Цай Инвэнь, является еще и Президентов Китайской Республики. Второй срок, между прочим.
Цай Инвэнь и ее ДПП выступают категорически против объединения с КНР. Экономические партнерство – да, но Цай Инвэнь хотела бы видеть Тайвань членом Транстихоокеанского партнерства под эгидой США, которые первоначально не планировали приглашать Китай в этот торговый клуб. Но это значило бы моментальное ухудшение отношений с КНР, так что пока Тайвань, ведомый первым президентом-женщиной пока болтается в позиции неопределенности.
По большому счету, именно такая политика Тайваня и обусловила нынешнее обострение. США решили, что они могут надавить на Китай экономически, Китай, который потребляет около 60% производимой на Тайване электроники, решил погромыхать военной техникой.
Получилось.
Демонстрация возможностей ВВС НОАК у побережья Тайваня – это был весьма сильный ход.
Цай Инвэнь реально запаниковала и обратилась к США и даже к Австралии, чем весьма насмешила китайских пользователей Интернета. Здесь с ними можно согласиться, ибо где возможности НОАК, а где – вооруженных сил Австралии?
Но и в США нет единого мнения. Да, с 1979 года в отношении Тайваня Америка демонстрирует политику покровительства. Однако, Китай образца 80-х годов прошлого века и Китай сегодня – это две большие разницы.
«Полная независимость» Тайваня под эгидой США – это не то, о чем мечтают в Пекине. И ясно дают понять, что мириться с таким положением дел не станут.
Действительно, для развития страны КНР требуется огромное количество чипов. Наладить выпуск самостоятельно китайцам это не по силам.
Это действительно так: если построить на территории КНР завод и завести технологии – через год китайский ксерокс будет молотить поистине коммунистическими темпами. Но изобрести самим – извините, это не для Китая. Да, Китай выпускает весьма приличные самолеты. Однако покупатели хотят видеть на них российские двигатели. Да и для своих истребителей пятого поколения с двигателями у КНР не очень ладится. И так во многом, от телефонов до автомобилей.
Конечно, прогресс по качеству просто ошеломительный. Но: новинки придумывают другие. Китай только производит или копирует. Но даже для этого нужна прорва процессоров и прочих микросхем.
Потому КНР просто не может позволить себе попасть под санкции США в этом плане, которые американцы станут реализовывать через Тайвань.
«Время предупредить Тайвань, что угроза войны реальна», – гласил заголовок в понедельник в китайской Global Times. Это издание проправительственное, посвященное международной обстановке, соответственно, никакой отсебятины. Все согласовано на всех уровнях, и уж если СМИ выдало такое, значит, так думают соответствующие товарищи.
Экономический «сговор» Вашингтона и Тайбэя очень здорово напряг Пекин. И в Пекине решили играть ва-банк, то есть, продемонстрировать, что в вопросе поставок микроэлектроники будут идти до конца. Даже если конец – это высадка китайских морских пехотинцев на пляжах Тайваня.
Так что Пекин очень недвусмысленно дает понять, что готов применить силу ради своих государственных интересов.
В США посыл поняли и тоже напряглись.
Для начала, перед тем, как перейти к следующей фазе игры, в Вашингтоне стоит ответить прежде всего себе на несколько вопросов. Перед тем, как выдавать Тайбэю какие-либо авансы и обещания типа защиты и сохранения независимости от КНР в случае силовых и агрессивных действий Пекина, готовность к которым тот уже продемонстрировал.
- В случае китайской агрессии, насколько реальны возможности вооруженных сил Тайваня по отражению агрессии?
- Насколько велики возможности Вооруженных сил США по отражению нападения Китая на Тайвань? Учитывая логистическое плечо в 6 000 миль. Хорошо, Окинава в 1 000 миль, но все равно, не очень близко.
- Какова вероятность успеха операции КНР против Тайваня, учитывая логистическое плечо в 100 миль?
- Насколько готовы США платить жизнями своих солдат за экономические интересы страны? Особенно, учитывая то, что воевать придется не с подразделениями террористов или армией страны третьего мира, а с вполне обученными солдатами НОАК?
Вопросы кажутся очень сложными, но на самом деле все намного проще, чем кажется.
Вооруженные силы Тайваня способны оказать сопротивление армии и флоту Китая, но не более того.
Нет нужды сравнивать возможности китайского флота и флота Тайваня. А именно флоты будут играть основную роль в этом конфликте. Военно-воздушные силы Китая так же одержат верх без сомнения, здесь дело даже не в качестве, а количестве.
Для 23-миллионной страны, Тайвань имеет весьма приличные армию и флот. Но у Китая все это еще больше. Флот США роскошен, но он будет действовать на удалении от своих баз, под прицелом китайских береговых комплексов.
И еще один немаловажный вопрос.
Тайваньские военные будут защищать (или не будут, вопрос тонкий) свою землю. Китайские солдаты – свою. В своей речи на праздновании 100-летия Компартии Китая, Генеральный секретарь Си Цзинпинь четко обрисовал видение вопроса: Тайвань – территория Китая. Воссоединение Китая и Тайваня – это не более чем задача Компартии Китая, весь вопрос в том, как эту задачу решать.
Если Китай начнет решать эту задачу форсированными методами, насколько будут готовы психологически солдаты морской пехоты США? В том, что психологически бойцы НОАК будут готовы, сомнений нет никаких.
Окинава, где располагается ближайшая база США, в тысяче миль от Тайваня. А ракетные установки и ВВС Китая – в 100 милях от Тайваня. Не очень приятный расклад, не так ли? Тактические превосходство Китая, даже если США соберут всех своих сателлитов в регионе, будет явным.
«Все на одного» – это, конечно, принцип. США, Австралия, Япония, Южная Корея – да, они в состоянии выставить просто прекрасный военный флот.
Но морские сражения несколько маловероятны в наше время, не более чем серии ракетных ударов. Сорвать десантную операцию Китая – возможно, весь вопрос, опять же, какой ценой. Сколько американских, австралийских и японских моряков должны будут погибнуть ради политико-экономических интересов?
Снова моральный аспект: если верить комментариям в Интернете, присоединение Тайваня является желанием большинства жителей материковой части Китая. Этакий Крым – китайский вариант. Но ради этого, плюс экономическая перспектива – китайский народ охотно пойдет на жертвы.
Они это умеют – идти на жертвы.
И сегодня многие СМИ в США говорят о том, что воевать с Китаем за Тайвань нецелесообразно. Мало того, что дело пахнет большими человеческими жертвами, чего в США не любят, дело пахнет огромными финансовыми потерями.
Кроме того, совершенно не вариант, что в потерях не будут числиться те самые заводы по производству микроэлектроники. Они запросто могут пострадать в случае ракетных ударов со стороны Китая.
Некоторые говорят о том, что Китай провоцирует Третью Мировую. И что дело может дойти до обменов ядерными ударами, но…
Более чем сомнительно. Как бы не были ценных заводы той же TSMC, они могут пострадать от боевых действий и тогда весь конфликт будет совершенно бесполезен. Нет никакого смысла проливать кровь и деньги за кусок земли, на котором не будет самого ценного ресурса.
«На Тайване нет абсолютно ничего, что стоило бы такого риска для нашей страны» – в таком стиле высказываются сегодня многие в США.
На самом деле есть, конечно. Весь вопрос только в том, какова цена обладания производственными мощностями и научно-производственной базой.
Китай показывает, что готов рискнуть. И в этом свете в США понимают, что попытка предотвратить нападение Китая силой оружия практически не имеет шансов на успех. Многие открыто говорят именно о том, что руководство страны должно отказаться от планов по войне с Китаем за Тайвань.
Да, когда страшно, то страшно по полной программе. Инстинкт самосохранения тоже никто не отменял.
Фактически «медвежью услугу» американцам оказала сама Цай Инвэнь, когда опубликовала статью в американском журнале «Foreign Affairs». Президент Тайваня в своей работе сказала, что «оккупация» Тайваня «приведет к катастрофическим последствиям для мира в регионе и системы демократического альянса».
ДПП Тайваня, превратив остров фактически в антикитайский форпост под носом у Китая, наконец осознала, что ситуация может выйти из-под контроля. И Китай, поставленный перед выбором остаться без микросхем, жизненно важных для производства всего, от телефона до противокорабельной ракеты, может пойти на самые крайние меры.
Цай Инвэнь демонстрирует, что откровенно боится этой ситуации. И потому призывает всех на помощь.
А помощь запросто может не прийти. Сегодняшний курс администрации Байдена очень похож на курс предыдущей администрации. Но то, что испугался сделать (хоть и обещал) Дональд Трамп в плане вывода войск из Афганистана, то Байден осуществил,не сильно напрягаясь. И не особенно думая о союзниках, которых там просто бросили.
В ДПП понимают, что все может оказаться не так, как ожидают. Да, сегодня Тайвань играет роль этакого непотопляемого авианосца у берегов Китая. И руководители правящей партии хотели бы обменять это положение на защиту со стороны США.
Однако, вполне возможна такая ситуация, в которой не будет ни конфликта между США и Китаем, ни ядерного Апокалипсиса. А просто США бросят Тайвань. И если в афганском шоу армия США просто сбежала из региона, то в Тайване она может даже не появиться.
Видимо, Цай Инвэнь это понимает. И в лучших традициях бывшего украинского президента Порошенко начала пугать американцев тем, что рассказала, как в случае оккупации Тайваня это станет просто катастрофой для США.
На самом деле – не факт. Да, Тайвань может перейти под контроль Китая, это так. Уже сегодня понятно, что в мире есть только одна сила, которая готова сражаться за Тайвань весьма решительно. Это Китай.
Но в свою очередь Китай никогда не демонстрировал агрессии в отношении других стан. Не закрывал и не национализировал заводов собственников из других стран на своей территории (даже американских) и так далее. Уверен, что китайский Тайвань точно так же будет продавать продукцию своих заводов тем же американцам. Кур, несущих золотые яйца, на лапшу не пускают, это факт.
Поэтому очень маловероятно, что Китай, взяв под контроль производства Тайваня вместе с островом, бросится объявлять санкции тем же США. В этом плане КНР всегда демонстрировал довольно взвешенную и мудрую политику.
Кстати, России от этого только плюсы. Наши нормальные отношения с КНР – это залог спокойного сотрудничества в плане приобретения чипов на все случаи жизни. Ведь не секрет, что даже наши спутники сегодня никуда не полетят без тайваньских микросхем. А вот от США можно было бы ожидать чего угодно, в том числе и санкционного давления. Так что китайский вариант нам выгоднее.
Роман Скоморохов