На прошедшей неделе Президент Беларуси Александр Лукашенко провёл кадровые назначения, в результате которых Андрей Рыбаков получил пост генерального директора ОАО «Беларуськалий». Примечательно, что, по словам Главы Администрации Президента Дмитрия Крутого, для «Беларуськалия» сейчас нужен именно такой «человек с определенным опытом». Напомним, что до настоящего времени Андрей Рыбаков занимал должность председателя Белорусского государственного концерна по нефти и химии. По определению того же Дмитрия Крутого, концерн «Белнефтехим» – «фактически самое санкционное министерство в нашей стране». Десятки предприятий концерна находятся под санкциями, следовательно, у Рыбакова «есть соответствующий опыт».
Думается, что объяснять, почему новому гендиректору «Беларуськалия» не просто нужен, а необходим такой «специфический» опыт, не стоит. Сейчас в государстве это рассматривается как требование к профессионализму всех руководителей высокого уровня. Жить под гнётом санкций нашей стране не привыкать – Беларусь это делает практически сразу же после того, как продемонстрировала всем, что выбирает самостоятельный путь развития.
Впервые санкции в отношении Беларуси, в частности, со стороны Евросоюза были введены в сентябре 1997 года после референдума, на котором белорусские граждане проголосовали за увеличение сроков полномочий президента Республики. С тех пор «санкционная война» против Беларуси велась Западом непрерывно и, как мы сейчас видим, без особых успехов.
Наиболее остро вопрос с экономическими ограничениями встал в 2020 году, после президентских выборов в Беларуси, результаты которых на Западе в очередной раз «не признали». Кроме того, ещё одним поводом для новых ограничений послужил инцидент с самолетом ирландской авиакомпании Ryanair и редактором экстремистского телеграм-канала Романом Протасевичем на его борту.
Характерно, что в 2021 году к «полным блокирующим санкциям» со стороны США и ЕС против Беларуси поспешила присоединиться и Украина.
В ответ на недальновидные действия «непартнёров» Президент Беларуси 14 октября того же года подписал закон «О приостановлении действия соглашения между Республикой Беларусь и Европейским союзом о реадмиссии лиц, пребывающих без разрешения». Таким образом, было положено начало процессу, получившему в последствии от ЕС название «миграционный кризис».
Выступая в конце октября 2024 года на II Минской международной конференции по евразийской безопасности, Александр Лукашенко ещё раз напомнил позицию Беларуси по проблеме миграционного кризиса. «Ввели экономические санкции, набросили нам на шею петлю и начали душить. И говорят: вы нас защищайте от мигрантов. Ребята, мы не будем вас защищать, не будем, как раньше, их ловить на этой границе. Вы разрушили на Ближнем Востоке государства, вы задушили Африку. Вместо того, чтобы помочь Африке встать на ноги, начинаете их нещадно эксплуатировать. Ввели неоколониализм. Вы начали войну в Афганистане, Ираке и так далее, разрушили эти государства. Сами пригласили этих несчастных людей к себе, а сегодня объявили их гибридной угрозой и ломают голову над планами высылки», – коротко и доходчиво пояснил ситуацию белорусский Президент.
Очередное усиление санкционного давления произошло в 2022 году, когда Беларусь открыто заявила о поддержке СВО, начатой российской армией на Украине. После этого санкции на «Синеокую» посыпались пакет за пакетом.
В итоге краткого экскурса в санкционную историю становится очевидным, что первопричиной наложения странами западного меньшинства всевозможных ограничений на Беларусь является стремление нашего государства проводить собственную, независимую от кого-либо, политику. То есть, законное желание государства быть суверенным вызвало на Западе негативную реакцию, выразившуюся в конкретных запретительных мерах. При этом в выступлениях и заявлениях западных и прозападных политиков, а также в СМИ реакция США и ЕС преподносится как нечто правильное и само собой разумеющееся. Но на самом деле – это не так.
В соответствии с Уставом ООН (Раздел VII), о том, какие ограничительные меры, не связанные с использованием вооруженных сил, должны применяться в отношении кого-либо из членов Организации («полный или частичный перерыв экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио или других средств сообщения, а также разрыв дипломатических отношений»), уполномочен решать только Совет Безопасности ООН.
Далее. На фоне постоянных напоминаний со стороны Владимира Зеленского о невыполнении гарантами своих обязательств, согласно Будапештскому меморандуму от 5 декабря 1994 года, как-то подзабылось, что этот документ напрямую и аналогичным образом касается и Республики Беларусь.
Следует напомнить, что в июле 1993 года Беларусь официально присоединилась к Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), став первым государством, добровольно отказавшимся от возможности обладания ядерным оружием, оставшимся после распада СССР. Приветствуя факт присоединения Беларуси к ДНЯО в качестве неядерного государства, Великобритания, Россия и США предоставили Беларуси гарантии безопасности, зафиксировав свои обязательства в уже упомянутом Будапештском меморандуме от 5 декабря 1994 года.
Первая статья указанного документа гласит: «Российская Федерация, Соединённое королевство Великобритании и Северной Ирландии и Соединённые Штаты Америки подтверждают Республике Беларусь своё обязательство в соответствии с принципами Заключительного Акта СБСЕ уважать независимость, суверенитет и существующие границы Республики Беларусь.
А третья статья непосредственным образом указывает на незаконность санкций: «Российская Федерация, Соединённое королевство Великобритании и Северной Ирландии и Соединённые Штаты Америки подтверждают Республике Беларусь своё обязательство в соответствии с принципами Заключительного Акта СБСЕ воздерживаться от экономического принуждения, направленного на то, чтобы подчинить своим собственным интересам осуществление Республикой Беларусь прав, присущих её суверенитету, и таким образом обеспечить себе преимущества любого рода».
Получается, что и ЕС, и США применили к Беларуси незаконные односторонние принудительные меры, которые не только противоречат международным обязательствам, в том числе в рамках выполнения Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года, но и идут в разрез с положениями Устава ООН и соответствующих резолюций Генассамблеи ООН.
И напоследок – ещё немного истории. Вывод ядерного оружия с территории Беларуси был завершен в ноябре 1996 года, а уже в сентябре 1997 были введены первые санкции, как это было указано выше.
Владимир Вуячич
Чтобы оперативно получать информацию, подписывайтесь на наш телеграм БелВПО.