НАТО выбрало самый неудобный момент, чтобы бряцать доспехами перед Россией. Потому что доспехи ржавые, пишет издание Financial Times, комментируя недавние инициативы альянса. Министры иностранных дел западных стран встретились в Праге, затем президенты соберутся в Вашингтоне. И на обоих встречах главная тема — это снятие для ВСУ запрета для ударов натовским оружием по территории России.
Представитель американского Совбеза Джон Кирби заявил, что целями ударов могут быть линии наземного снабжения (такие как железные дороги) и склады вооружений. Однако все обсуждения ведутся за закрытыми дверями.
Это сделано специально, чтобы усилить военно-психологическое давление на Россию: российское командование якобы должно гадать, будут ли удары или нет, говорит в интервью британскому изданию iNews директор по военным наукам Королевского института объединенных служб (RUSI) Мэтью Сэвилл.
По словам Сэвилла, ВСУ даже специально засекретили передачу оружия большого радиуса действия. Такого как новые ракеты ATACMS с осколочно-фугасными боеголовками, дальность действия которых составляет 300 км.
— Это преднамеренная тактика двусмысленности. Они [натовцы] хотят заставить русских гадать о том, что может последовать с их стороны, — говорит Сэвилл. — Если бы российская армия знала, с чем она столкнется, то возможно, рассредоточила бы свои силы.
Большинство лидеров натовских стран (например, госсекретарь США Энтони Блинкен или министр иностранных дел Великобритании Дэвид Кэмерон) специально говорят о снятии запрета максимально непонятно и неконкретно. Типа, Вашингтон и Лондон не возражают, но решение должна принимать украинская сторона. Директор RUSI подчеркивает, что все это — элемент большой тактической игры, чтобы попытаться запутать российское командование.
Мэтью Сэвилл со ссылкой на дипломатические источники говорит, что сейчас активнее всего обсуждается возможность применения против России двух типов вооружения — ракетных установок HIMARS и тактических ракет ATACMS. Причем если американцы уже фактически разрешили применение HIMARS по объектам вблизи от границы с Харьковской областью (плацдарм наступления группировки «Север»), то ATACMS американцы применять запрещают.
Также, по словам Сэвилла, в кулуарах НАТО обсуждается, какие российские объекты можно разрешить бить натовским оружием. Украинцы давят на НАТО, чтобы им разрешили бить по складам топлива и объектам нефтепереработки. Однако якобы на Западе не готовы давать такое разрешение, поскольку топливные объекты — прежде всего гражданские, а не военные. Так что применение западного оружия по НПЗ и нефтебазам будет явно означать втягивание НАТО, подчеркивает Мэтью Сэвилл. При этом НАТО больше не запрещает ВСУ самим наносить удары по российской нефтянке — но только используя при этом собственные, украинские, ракеты и дроны.
Мартин Смит, преподаватель Королевской военной академии Сандхерст, говорит в интервью iNews, что даже после снятия натовских запретов ВСУ будут крайне редко и выборочно применять западное оружие. Дело в том, что оно очень дорогое. Например, стоимость одной ракеты GMLRS для РСЗО HIMARS превышает $100 тысяч (а зависимости от модификации), а запускаемая этим же комплексом высокоточный боеприпас GLSDB (он включает бомбу GBU-39/B SDB и ракетный ускоритель) стоит минимум $50 тысяч.
Британская управляемая ракета Brimstone (ее Лондон также хочет разрешить к применению по российской территории) стоит почти $150. Однако все это не идет ни в какое сравнение со стоимостью одной ракеты MGM-140 ATACMS, которая превышает $2,3 млн.
По словам Мартина Смита, все эти натовские боеприпасы слишком дорогие для Украины, которая готова применять их только непосредственно в зоне СВО, а не по целям внутри России. Для таких ударов украинцы будут, по-прежнему, применять дешевые беспилотники.
Кроме того, все западные эксперты уверены: вооружений НАТО у украинцев недостаточно, чтобы переломить ситуацию как минимум даже на Североукраинском направлении. Сэмюэл Джарвис, преподаватель Йоркского университета Сент-Джона говорит в интервью iNews, что никакие Brimstone и ATACMS «сами по себе не изменят общий стратегический баланс конфликта, зато, безусловно, повысят потенциал дальнейшей эскалации».
Мэтью Сэвилл из RUSI говорит, что командование ВСУ обратилось в НАТО с просьбой снять «ракетные» запреты от безысходности. В Харьковской области ВСУ нужно было заранее укреплять линию оборону и обучать больше подразделений. А теперь, когда вся эта работа провалена, украинцы захотели заполучить HIMARS.
— Но все это [натовское оружие] может лишь дополнить то, что происходит на линии фронта, а никак не подменить, — комментирует Сэвилл.