
В Иране с конца декабря не утихают масштабные протесты. Последние кадры, появившиеся в Сети, свидетельствуют о том, что они вопреки усилиям властей, набирают силу и докатились уже до столицы. Означает ли это, что Исламская республика вскоре вступит на путь революционных преобразований?
В Багдаде все спокойно, а в Тегеране — нет
Ночные улицы Тегерана утопают в протестующих. Они скандируют лозунги, жгут машины и религиозные памятники. Некоторые из них были замечены с национальными флагами Ирана времен правления династии Пехлеви (режим прозападной монархии, существовавший в стране до исламской революции 1979 года). В столице слышны автоматные очереди. Известно, что у протестующих есть оружие. Правоохранительные органы пытаются навести порядок. По разным оценкам, с начала протестов было задержано свыше 1 тыс. человек и десятки погибли. По разным оценкам, волнения охватили 21 провинцию (всего их 31).
1,4 млн риалов за доллар
Народные выступления начались 28 декабря на западе Ирана в провинциях, где проживают курды. Регион страдает от экономического упадка, а среди его населения сильны сепаратистские настроения. Граница с Ираком контролируется слабо, поэтому достать оружие при желании не проблема.
Спусковым крючком стала девальвация риала и разгон инфляции. Падение иранской валюты продолжается уже несколько лет, но в последние месяцы риал регулярно ставил новые исторические антирекорды: для понимания, в 2018 году 1 доллар стоил 50 тыс. риалов, а к концу 2025 года стал стоить 1,4 млн риалов. Девальвация измеряется сотнями процентов. Рост цен в прошлом году, по оценке иранского ЦБ, разогнался до 39%.
На западе потирают руки
Начавшись в западных провинциях, протесты перекинулись на другие города и вот теперь, на вторую неделю, пришли в столицу. По некоторым оценкам, число митингующих в Тегеране превысило 25 тыс. человек. Сын свергнутого в 1979 году шаха, Реза Кир Пехлеви, проживающий в Лос-Анджелесе, обратился к соотечественникам в соцсетях: бунтовщиков он призвал к неповиновению властям, а полицию — присоединиться к недовольным или не мешать им. На фоне антиправительственных протестов в Иране президент США Дональд Трамп анонсировал встречу с Шахзаде (наследным принцем) во вторник, 13 января, в резиденции Мар-а-Лаго. Ранее американский лидер пригрозил вновь ударить по Ирану, если кто-нибудь из протестующих погибнет.
Рано радуются в Вашингтоне
Хотя нынешние протесты действительно самые масштабные за последние годы, говорить об угрозе гражданской войны или свержения клерикального режима преждевременно, считает член Совета по межнациональным отношениям при президенте России, политолог Богдан Безпалько.
«Жестокие протесты в Иране — это явление, которое повторяется раз в несколько лет, — объясняет эксперт. — В 2019 году из-за роста цен на бензин тоже вспыхнули массовые волнения. Протестующие тогда так же устраивали погромы на улицах и даже сожгли Центральный банк. И в Иране тогда, кстати, тоже отключали интернет. Но никакой революцией или гражданской войной этот процесс не увенчался. Пик недовольства был пройден, и потом протестная активность пошла на спад. Нынешняя волна протестов может закончиться похожим образом. Кроме того, иранские власти сохраняют контроль над армией и КСИР и в крайнем случае не исключено, что привлекут эти структуры к наведению порядка».