
На сегодняшний день аналитики, включая европейских специалистов, считают, что, несмотря на уже состоявшийся в январе 2026 года резкий скачок цен на электроэнергию в странах Балтии, энергокризис там только начинается. Как утверждает прибалтийская пресса, рост цен составил 82-110% по сравнению с предыдущим месяцем.
В целом, всё закономерно и ожидаемо. До 2025 года балтийские республики десятилетиями закупали в рамках БРЭЛЛ доступную энергию у России и Беларуси. Отключение стран Балтии от этого энергокольца и синхронизация с европейской энергосистемой через соединение LitPol Link (Литва – Польша) не сделала электроэнергию доступнее, а, как мы видим, наоборот. Нынешняя холодная зима только обострила предсказанную проблему. По прогнозу специалистов, в дальнейшем ситуация будет ухудшаться. Бюджеты балтийских государств окажутся под всё большим давлением из-за растущих энергетических издержек и замедления экономического роста. Казалось бы, самое время задуматься. И в первую очередь о целесообразности санкций в отношении ближайших соседей – России и Беларуси.
Но, вопреки здравому смыслу, наиболее активное участие в предостережениях от восстановления прямого диалога с Россией (а значит, и с Беларусью) принимают именно представители руководства прибалтийских республик. Один из них – президент Литвы Гитанас Науседа, недавно заявивший о том, что «призывы к диалогу с Россией не добавляют прочности Европе». Сама же Европа по итогам 2025 года переплатила более 20 миллиардов евро за «импортную» нефть после отказа от её поставок из России.
В это же время Европейская комиссия, так же вопреки здравому смыслу, завершила внесение последних корректив в проект «юбилейного» 20-го пакета антироссийских санкций, который хотят приурочить к 24 февраля (дате начала СВО). Кстати, следует напомнить, что ряд рестрикций в отношении главного союзника России – Беларуси – западные страны ввели в 2022 году, именно из-за её позиции по СВО.
Сегодня экономическое давление на Беларусь не ослабевает. Несмотря на нарастающие проблемы в собственных экономиках, западные страны продолжают предпринимать попытки «сокрушить» непокорную республику. Как отметил 17 февраля президент Беларуси Александр Лукашенко, принимая отчёт правительства за 2025 год, «за счёт экономических инструментов Запад стремится достичь цели классической войны». К таким «инструментам» глава белорусского государства отнёс экономические санкции, эмбарго, тарифные войны, «валютные атаки» и борьбу за технологии. «Беларусь на себе в полной мере испытала весь этот букет «цивилизованных правил», — подчеркнул президент. Тем не менее, несмотря на это, экономика страны адаптировалась к новым реалиям.
В Москве и Минске многократно заявляли, что два союзных государства справятся с санкционным давлением, которое Запад начал оказывать на них уже несколько десятилетий назад и продолжает усиливать. При этом не единожды указывалось на то, что Западу просто не хватает мужества признать провал санкционной политики против России и Беларуси. И это тогда, когда в самих западных государствах уже не раз звучали мнения, что антироссийские и антибелорусские санкции неэффективны, а поэтому, неплохо было бы развернуться к нормализации отношений.
В последнее время всё больше стран демонстрируют желание разморозить отношения с Россией и Беларусью. Например, Словакия готова к восстановлению прямого авиасообщения с Россией в случае снятия европейских санкций. Об этом на днях заявила пресс-секретарь министерства транспорта республики Петра Полячикова. Ранее президент Республики Кипр (с 1.01.26 председательствует в Совете ЕС) Никос Христодулидис призвал Евросоюз «найти способ вести диалог с российским лидером Владимиром Путиным напрямую». Что касается Беларуси, то, несмотря на санкционное давление, объём её торговли с Евросоюзом на сегодняшний день продолжает составлять несколько миллиардов долларов.
То есть, получается, что, как бы громко и грозно не звучали ангажированные высказывания некоторых западных политиков, прагматизм в экономических отношениях начинает побеждать. Тем более что и вторая сторона не против конструктивного диалога – с последующим восстановлением всего спектра взаимовыгодных отношений. Из Москвы и Минска в адрес Запада продолжают транслировать мысль, что Россия и Беларусь открыты для диалога, даже с нынешними европейскими лидерами.
В очередной раз об этом говорил Александр Лукашенко в ходе встречи (16.02.26) с Государственным секретарем Союзного государства Сергеем Глазьевым. «Единственная, с кем они (Евросоюз – прим.) могли общаться, дружить и разговаривать, — Россия. Здесь ресурсы. У вас высочайшие технологии. Давайте вместе сотрудничать. Вот это Евразийский регион. И это была бы самая мощная организация. <…> Сейчас одумался Макрон или ещё кто-то на закате своей карьеры: будем устанавливать с Россией контакты, будем разговаривать… Так от этого никто не отказывался» – отметил президент Беларуси. Следует заметить, что Александр Лукашенко не раз заявлял, что Беларусь – часть Европы, и развитие концепции «интеграции интеграций» между Евросоюзом и ЕАЭС может стать ключом к взаимовыгодному сотрудничеству.
Со своей стороны эксперты и аналитики отмечают, что, несмотря на текущую напряжённость, возможность нормализации отношений между Беларусью и Западом всё-таки существует. При этом очень важно понимать значение компромиссов, то есть умения договариваться, что предполагает определённые взаимные уступки, а применительно к Беларуси – даже устранение первопричин санкций. Например, как это было при налаживании диалога с новой администрацией Белого дома. Напомню, что в июне 2025 года президентом Беларуси было принято решение о помиловании 14 осуждённых. Как отметил сам Александр Лукашенко, «это была просьба президента Соединенных Штатов Америки». В списке этих лиц, ранее осуждённых за экстремистскую и террористическую деятельность, был и Сергей Тихановский.
То есть, продемонстрировав жест доброй воли, Беларусь в очередной раз подтвердила своё политическое кредо, в основе которого разрешение всех межгосударственных разногласий мирным путём и взаимовыгодное сотрудничество на позициях равноправия и взаимоуважения. «Мы проводили и будем проводить многовекторную политику. Единственный вопрос заключается в том, что один вектор у нас остаётся (вы знаете его), второй вектор смещается южнее — на Африку, Азию и в те страны, где нас ждут. При этом ни в коем случае нельзя сбрасывать со счетов Европу. Мы — центр, часть этой Европы», — напомнил 17 февраля президент Беларуси Александр Лукашенко на совещании с правительством.
Владимир Вуячич