В Прибалтике формируется концепция реагирования на провал США в Афганистане как на общий провал Западного мира, включая страны Балтии. Подобным самобичеванием Эстония, Латвия и Литва пытаются уйти от констатации неприятного факта, что американцы подставили, предали и бросили своих союзников в Афганистане, а значит, способны точно так же предать союзников в Восточной Европе.
«Мы хотели верить, что вооруженные силы Афганистана, полиция и государственный аппарат, которых мы обучили, хотят отстоять свою страну и свою свободу. К сожалению, этого не произошло. Конечно, неудача была ожидаема, и как союзники, так и афганские власти были готовы к этому в апреле, когда я встречалась с ними в Кабуле. Однако столь стремительное падение стало неожиданностью», — выразила свое отношение к произошедшему в Афганистане президент Эстонии Керсти Кальюлайд.
Самое интересное в выступлении Кальюлайд — это, конечно, местоимение «мы».
У президента Эстонии язык не поворачивается давать оценку действиям американцев и признавать факт крупнейшего военно-политического поражения США со времен войны во Вьетнаме: ей проще подставить плечо американцам и помочь им нести крест позора, чем сказать вслух, что заокеанский покровитель Прибалтики провалился.
И такую тактику выбирает не одна Керсти Кальюлайд. Для Прибалтики говорить «мы провалились в Афганистане» вместо «американцы провалились в Афганистане» становится своеобразным средством психологической защиты.
СМИ всего мира заполнены кадрами паники в аэропорту Кабула после захвата афганской столицы талибами. Из Афганистана в ужасе пытаются улететь люди, которые 20 лет помогали американскому оккупационному режиму строить там демократию. И не могут улететь, потому что американцы спасаются сами, а их бросают.
В историю наверняка войдет видео с афганцами, которые вцепились в шасси американского самолета и попытались улететь таким способом, потому что на борту для них не нашлось места. Места в самолетах выделяли для американских служебных собак, но не для местных помощников, которые в течение последних 20 лет выбирали «свободный мир». Оттого особенно впечатляют фото афганского младенца, которого бросили на взлетной полосе в корзинке для личных вещей на досмотре.
Американские СМИ называют вещи своими именами, комментируя эти жуткие сцены. Все происходящее — на совести Америки. Самое частое слово — предательство. Америка предала тех, кто ей верил.
Это тот самый случай, когда сателлиты в Восточной Европе просто органически неспособны равняться на Америку, как они всегда делают. Сейчас у них пальцы над клавиатурой не поднимутся написать то же, что пишут американцы.
Повторить за американцами, что Америка предала союзников для Прибалтики или Украины, это признать, что и их Америка может точно так же предать.
В украинских социальных сетях разворачивается целая истеричная кампания с требованием прекратить уже употреблять это слово — «предательство». Мол, так вы продвигаете нарратив, который выгоден «кремлевской пропаганде».
Озвучиваются разнообразные «хитрые планы», что произошедшее в Кабуле — «перемога», а не «зрада». Америка, дескать, нанесла смертельный удар по «автократиям» России и Китая, создав вместо вестернизированной демократии террористическое государство вблизи их границ. Логичный аргумент, что, в таком случае, Америка Украину уже предала, потому что последствия хаотизации такой страны, как Афганистан, скажутся на всей Евразии от Владивостока до Лиссабона, вызывают новый психоз.
У стран Прибалтики ситуация немножко другая: они члены НАТО и участники «международной коалиции» в Афганистане. Поэтому они могут себе позволить говорить «мы предали союзников». Такое произнести язык поворачивается, в отличие от «США предали союзников».
В Литве, например, раскручивается сюжет с афганскими переводчиками, которые много лет помогали находить общий язык с местными жителями литовским военнослужащим. Литва и хотела бы спасти их от ужасов жизни под «Талибаном», да не может вывезти переводчиков из Кабула. Стыдно, хоть плачь, хотя Вильнюс делает все возможное.
Такие коммуникативные фокусы сейчас применяются, чтобы отвести внимание от того, что для Прибалтики, безусловно, в этой истории самое главное.
Американцы не смогли защитить и бросили тех, кто им верил — именно это для беззаветно верившей в Америку Прибалтики сейчас важнее всего.
Эстония, Латвия и особенно Литва 30 лет проводили безумную по отношению к самим себе и своим собственным интересам проамериканскую внешнюю политику в абсолютной уверенности, что Америка их всегда защитит. Теперь прибалтийским политикам открылась бездна, в которой они хватаются за шасси американского самолета, потому что убегающие американцы отдали их места на борту служебным собакам.