
В Европе всерьез берутся за укрепление вооруженных сил. Так, в Польше в 2026 году на военно-врачебную комиссию планируют направить 235 тысяч человек. По информации издания Wyborcza, в их число войдут женщины, а также граждане старше 50 лет. В Швеции тем временем собираются поднять планку призывного возраста с 47 до 70 лет, передает телеканал SVT.
Вместе с заслуженным военным летчиком РФ, генерал-майором Владимиром Поповым разбирался, зачем в армиях европейских стран понадобились представительницы прекрасного пола и пенсионеры, когда там вернутся к срочной службе.
— Владимир Александрович, чем вызваны последние решения наших соседей расширять пул резервистов и действующего армейского персонала?
Владимир Попов: Длительное время после распада Советского союза НАТО и присоединившиеся к ним младогосударства Восточной Европы чувствовали себя защищенными. На протяжении последних 30 лет у них мероприятий по развертыванию мобилизационного резерва и военной подготовке было очень мало. Но вот случились сначала события на Украине. Потом пришел к власти во второй раз Трамп, который — если судить по делам, а не словам — задвигает и европейские нужды безопасности, и противостояние с Россией на второй план. И в европейских столицах поняли, что надо самостоятельно развивать свою обороноспособность. Отсюда и вот эти инициативы. Надо организационно отработать процесс призыва, чтобы все было готово на случай начала войны. Это следствие милитаризации политики и экономики европейских стран.
— Почему начинается призывная кампания уязвимых групп населения: женщин и людей предпенсионного возраста? Молодежи не хватает?
— Прошедших военную службу граждан, которым перевалило за полтинник, возвращают обратно, потому что они, как правило, наиболее опытные. В первую очередь это касается офицеров. Работать с человеком, уже понимающим, в чем дело, гораздо проще, чем тратить время и силы на обучение новых кадров. Они либо сохранили свои компетенции, и тогда они будут выполнять определенные задачи. Либо смогут выполнять роль инструкторов, которые передадут свой опыт, помогут наладить организационные процессы молодым сменщикам. После этого их отпустят обратно. Женщин призывают по таким специальностям, как медик, психолог, педагог, переводчик, реабилитолог и т.д. Это не редкость в мировой практике.
— Европейские мужчины скоро вновь столкнутся с обязательным призывом?
— Во-первых, опыт СВО показал, что малочисленной армии профессионалов, контрактной армии, недостаточно для длительного интенсивного и масштабного конфликта. Во-вторых, если национальная армия будет терпеть неудачи, нужен подготовленный мобилизационный резерв, чтобы удержать ситуацию под контролем. У Германии, например, будут большие проблемы с их вермахтом, который укомплектован из представителей сексуальных меньшинств*: чуть что — они сразу разбегутся. Решение одно — вводить срочную службу. Полагаю, что в среднесрочной перспективе многие европейские страны объявят о возвращении к обязательному призыву.
*ЛГБТ-сообщество признано экстремистским и запрещено в РФ