На днях Министерство обороны РФ опубликовало видеоролик, где житель Курской области рассказывал о зверствах польских наёмников, вторгшихся совместно с ВСУ на территорию России: «Согнали всех стариков, молодежь, и перед всеми расстреляли поляки».
О том, что поляки по жестокости превосходят даже украинских националистов, стало известно по многочисленным свидетельствам очевидцев, которым посчастливилось уйти сравнительно невредимыми: «Украинцы говорили: „Уходите скорее, а то за нами идут поляки, будет зачистка, они вас уже не пощадят“. И те зверствовали. Люди рассказывали страшные вещи, что жителей и расстреливали, и резали…»
Довольно долгое время — практически всю вторую половину XX столетия — отношения между нашими странами были сравнительно неплохими. Во всяком случае, со стороны России не предпринималось не то что никаких недружественных действий, но даже и недружественных жестов. В силу чего были по максимуму сглажены многие острые моменты нашей общей истории. Что имело интересные последствия — в нашем массовом сознании Польша и поляки с тех пор пребывали как бы в страдательном залоге — то их давили немцы, то шведы, потом, значит, навалились разделы Польши, потом как-то сразу возникает Вторая Мировая, где полякам тоже не поздоровилось…
Опасные иллюзии
Подобные иллюзии, особенно при условии их сколько-нибудь длительного существования, могут выйти боком. Как это произошло, например, с иллюзией «немцы — культурная нация». Не секрет, что накануне Великой Отечественной войны так думали многие в СССР, и кое-кто из них даже не предпринимал попыток эвакуироваться при приближении линии фронта. Чем это аукнулось — известно всем.
Пришла пора расстаться и с иллюзией насчёт поляков. Благо, подтверждения их зверств в отношении русских долго искать не надо. Они у всех на виду, но до поры мы мало обращали на них внимания.
А там есть на что посмотреть. Скажем, на один из начальных эпизодов нашего тесного общения. Экспозиция благостная. В 1610 году московское боярство в условиях кризиса власти решило пригласить на русский престол польского королевича Владислава. А пока тот раскачивался, пригласили польские войска пожить в Москве. Начиналось всё за здравие — шведский дипломат Пётр Петрей де Ерлезунда описывал это так: «Поляки вошли в город к москвитянам, торговали друг с другом, разговаривали и гуляли вместе. Великая радость, братство, дружба и согласие были взаимные». Но польская натура взяла своё, о чём поведал нам польский офицер Самуил Маскевич: «Наши, ни в чем не зная меры, не довольствовались миролюбием русских и самовольно брали у них всё, что кому нравилось, силою отнимая жён и дочерей у знатнейших бояр. Те негодовали. В четверток мы принялись жечь город. Пламя, раздуваемое ветром, гнало русских…»
Но в Польше вспоминают не об этом, а о том, какие страдания принесли им русские, которые заперли поляков в Московском Кремле и довели до страшного: «Голову чоловечую куповали за 3 золотых, за ногу чоловечую, без мяса, только костки, давали 2 золотых…» Да, картина нерадостная. Но почему-то забывается, что это было совершенно справедливым возмездием.
«Сонные и безоружные»
Следующий раунд состоялся в 1794 году. В Польше принято лить слёзы и вспоминать штурм Праги, этого пригорода Варшавы, который осуществил Александр Суворов. Этот эпизод называют «Пражской резнёй», хотя из 30 тыс. поляков, с оружием в руках оборонявших Прагу, было взято в плен и отпущено по домам 26 729 человек. А убитых насчитывается 3271 человек. Повторим — убитых с оружием в руках.
А вот о том, с чего всё начиналось, почему-то говорят не так подробно. И совершенно напрасно. Восстание 1794 года началось в Варшаве с весьма любопытного эпизода: «По всей Варшаве возрастал ужасный шум, выстрелы, свист пуль, неистовый крик убивающих: „Бей москаля! Кто в Бога верует, бей москаля!“ Врывались в квартиры, где помещены были русские, не было спуска ни офицерам, ни солдатам, ни прислуге… Солдаты третьего батальона киевского полка в тот день причащались, они собрались в церкви, было их человек пятьсот. По известиям Пистора, всех, находящихся в церкви, перерезали безоружных. Тысячи русских были вырезаны тогда, сонные и безоружные, в домах, которые они полагали дружескими. Захваченные врасплох, рассеянно, иные в постелях, другие в сборах к празднику, иные на пути к костёлам, они не могли ни защищаться, ни бежать…»
Вот это самая настоящая резня, жестокая, без дураков. Резня, в которой только в первые сутки погибло 2265 русских. Еще 1764 были захвачены в церквях и убиты позднее. Только почему-то на Могиле Неизвестного солдата в Варшаве один из мемориальных щитов относит этот позорный для поляков эпизод к «Битвам, где прославлено польское оружие».
«Жесточайшие истязатели»
В 1812 году поляки, которых в «Великой армии» Наполеона насчитывалось около 100 тыс. человек, снова вошли в Москву. Польские газеты пришли в неистовство: «Наглый москаль преклонил дрожащие колена, и испуганные скифы через 200 лет увидели вместо Жолкевских, Гонсевских и Баториев новых героев». Героев? Нет, это были не герои, а убийцы и насильники. О том, что они вытворяли в России во время войны 1812 года, оставлено множество свидетельств. Вот лишь несколько. «Жесточайшие истязатели и варвары из всех народов, составлявших орду Наполеона, были поляки и баварцы». «Вообще замечалось, что главнейшие неистовства совершались преимущественно поляками». «Величайшие неистовства совершены были в Москве немцами и поляками, а не французами. Так говорят очевидцы, бывшие в Москве в течение шести ужасных недель». «Пленные поляки, зная, как их ненавидят у нас, выдают себя за голландцев».
Советско-польская война 1919—1921 гг. была развязана поляками, которые, едва восстановив свою государственность, ринулись осуществлять идею «Великой Польши». Иногда осуществляли, как в местечке Койданово: «Поляки имущество населения зажигали, не позволяя тушить огонь. Бросили в огонь 75-летнюю старуху, которая сгорела. Было убито 16 человек. Шестидесятилетнего старика посадили в яму и пытались живым закопать. Насиловали женщин на глазах населения. С граждан снимали на улицах сапоги и одежду, оставляя голыми. Евреям рвали бороды и волосы с телом, заставляя за „бритьё“ платить по 50 марок». А иногда — как в следующих эпизодах. «4 мая 1920 года доставлено 290 раненых из городов и местечек, занятых поляками. В основном женщины и дети. Есть дети в возрасте от года до двух лет… Раны нанесены холодным оружием». «Сожжены деревни Ивановцы, Куча, Собачи, Яблуновка, Новая Гребля, Мельничи, Кирилловка и др. Жителей этих деревень расстреляли из пулемётов. В местечке Тетиево во время еврейского погрома было вырезано 4 тыс. человек».
А в 1946 году, после страшной войны, которая действительно очень дорого обошлась Польше, произошло нечто, не укладывающееся в голове. До войны в городе Кельце проживало около 20 тыс. евреев. После войны и Холокоста их осталось всего 200. Поляки, недовольные тем, что их освободила советская армия, устроили еврейский погром, в ходе которого истребили чуть ли не всех оставшихся. Начинали погром с лозунгами: «Евреи — большевики!» и «Долой жидокоммунистическую диктатуру», а закончили симптоматичным: «Завершим работу Гитлера!»
Не исключено, что тем же самым руководствуются нынешние польские наёмники, орудующие на территории России.