
Если за Беларусью уже прочно закрепилось реноме как о западном форпосте Союзного государства, то на сегодняшний день Польшу так же смело можно называть передовым плацдармом на восточном фланге НАТО. Следуя в русле западных политических тенденций по «сдерживанию России» (а по простому – по подготовке к агрессии), Варшава наращивает темпы милитаризации страны и форсирует реализацию ряда соответствующих программ.
Отчитавшись недавно о доведении численности польской армии до 215 тысяч военнослужащих (планируется до 300 тыс.), министерство национальной обороны заявило, что для завершения программы «Восточный щит» потребуется гораздо больше денег, чем планировалось. К настоящему моменту на неё уже потрачено 270 миллионов долларов. Но, как отметил заместитель главы военного ведомства Польши Цезари Томчик, «сам проект шаг за шагом очень сильно разросся». В рамках программы предстоят ещё расходы «во многих направлениях», в том числе на совершенствование военной инфраструктуры, разведку, радиоэлектронную борьбу и «многое другое».
Признавая очевидный факт того, что в перспективных планах НАТО Польша и страны Балтии фигурируют в качестве приоритетного направления для развязывания агрессии против Союзного государства, Беларусь и Россия, со своей стороны, планомерно укрепляют единое оборонное пространство, уделяя западному направлению особое внимание. При этом военно-техническое сотрудничество рассматривается как важнейший инструмент, обеспечивающий последовательную политику по созданию системы коллективной безопасности и обеспечению безопасности внешних границ Союзного государства.
Причём, осознавая возрастание угроз со стороны Североатлантического альянса, в Москве и Минске актуализируют укрепление оборонного взаимодействия и наращивают его темпы. Так, на недавней совместной коллегии министров обороны России и Беларуси руководители двух стран зафиксировали курс на дальнейшее расширение сотрудничества в военно-технической сфере. Как заявил российский министр обороны Андрей Белоусов, Россия продолжит поставлять в Беларусь современное высокоточное и высокотехнологичное вооружение в рамках существующих договоренностей. При этом было особо подчёркнуто, что рамки сотрудничества ограничиваться не будут, а реализация совместных проектов ускорится.
Участниками заседания также было подчеркнуто, что имеются в виду не только закупки, но и комплексное сопровождение вооружения: сервисное обслуживание, модернизация систем, поставка запасных частей, подготовка персонала и обмен технологиями. Кстати, более детально эти вопросы были рассмотрены в ходе работы межправительственной комиссии по военно-техническому сотрудничеству Беларуси и России в конце октября. В итоговом протоколе были зафиксированы все принятые комиссией решения. В том числе планы по углублению кооперации предприятий оборонно-промышленных комплексов двух стран, согласованные позиции по актуальным вопросам сотрудничества, а также механизмы контроля за выполнением принятых решений. При этом было отмечено, что все шаги должны соответствовать действующим контрактам и требованиям безопасности. К слову, официальные представители напомнили, что двустороннее сотрудничество реализуется в рамках правовых норм и договорённостей. Детали конкретных образцов и графиков поставок не будут обнародоваться по соображениям коммерческой тайны и национальной безопасности.
Тем не менее, с высокой степенью вероятности можно предположить, что наряду с высокоточным оружием большой дальности, о котором говорил Андрей Белоусов, в Беларусь прибудет и гиперзвуковое оружие, в разработке и производстве которого в мире нет никого равных России.
В целом же, следует заметить, что принятые и принимаемые меры в процессе наращивания военно-технического сотрудничества не только укрепляют безопасность Беларуси и России, но и создают основы для международной безопасности вообще. Потому что демонстрируемое в процессе тесного и эффективного взаимодействия стремление двух стран к союзной оборонной интеграции, как явление, оказывает влияние и на региональные настроения в странах Восточной Европы. Иными словами, в современных внешнеполитических условиях вести диалог о создании новой архитектуры безопасности возможно лишь тогда, когда имеется соответствующий ресурс, в том числе, обеспечивающий собственную безопасность, тем самым отправляя «посыл» другим странам и межгосударственным союзам о том, что Союзное государство достаточно сильно.
Владимир Вуячич
Чтобы оперативно получать информацию, подписывайтесь на наш телеграм БелВПО.