Важно показать, кто главный. Лукьянов: как Глобальный Юг следит за СВО

Президент России Владимир Путин 4 декабря отправится с визитом в Индию. Сейчас это одна из важнейших стран для РФ, которая ведет активную торговлю, несмотря на угрозы санкций со стороны Запада. Однако Дональд Трамп на фоне попыток достичь мирного урегулирования на Украине собирается многократно усилить нажим Индию, Китай и других партнеров России. Поддадутся ли они этому давлению, и как Глобальный Юг сейчас смотрит на украинский конфликт, рассказал директор по научной работе Международного дискуссионного клуба «Валдай» Фёдор Лукьянов.

Когда Трамп вводит пошлины против Индии якобы из-за закупок российской нефти — это на самом деле выстраивание отношений с Индией, а не борьба с Россией. Индия — огромная страна, с большой перспективой, очень важная в регионе, да и в мире.
— Федор Лукьянов

Глобальный Юг и санкции

Глеб Иванов: Трамп угрожает Индии пошлинами в 500%, если она не прекратит покупать у России нефть. Уже введены санкции против российского нефтяного сектора. И были сообщения, что индийские нефтеперерабатывающие заводы сокращают или прекращают закупки в России. Это надолго, или сейчас схемы обхода санкций перестроятся, и все будет по-прежнему?

Фёдор Лукьянов: Все перестроится, и так или иначе нефть будет идти, потому что это страшно выгодно и Индии, и Китаю, и для других стран, которые нашу нефть покупают. Конечно, не без издержек, ведь чем сложнее схема, чем больше рисков, тем большую скидку просят у России. Говорят — вы же видите, я рискую, войдите в мое положение. Это тоже такой торг определенный. И понятно, что доходы от этого у нас снижаются, а не наоборот.

Здесь еще есть фактор давления Трампа. Подставляться никто не хочет под его пошлины, никому это не надо. Трамп просит не покупать российскую нефть, а Моди ему отвечает: сложно, но мы будем работать, мы будем диверсифицировать. Давайте и у вас купим немного нефти. Т. е. тактическое снижение закупок российской нефти тоже возможно.

Но стратегически и Индии, и Китаю очень важно сохранить российский импорт.

Другое дело, что когда Трамп вводит пошлины против Индии якобы из-за закупок российской нефти — это на самом деле выстраивание отношений с Индией, а не борьба с Россией. Индия — огромная страна, с большой перспективой, очень важная в регионе, да и в мире уже тоже очень важная. Индия чрезвычайно важна как некий балансир всей ситуации в Большой Азии.

Но пока такая тактика давления на Индию, которую выбрал Трамп, не очень на нее работает, потому что это давление толкает Моди к налаживанию отношений с теми странами, с которыми всегда у Индии было непросто. Например, с тем же Китаем. Кстати, наш саммит БРИКС в Казани сыграл очень важную в этом роль.

Поэтому Трамп рискует переусердствовать с этим давлением, о чем многие ему говорят. Но мы-то знаем, пока он сам не почувствует, что перегнул, он назад не сдаст.

Суть БРИКС — он не против Запада, потому что из стран, которые находятся с ним в конфликте, пожалуй, только мы. Даже Иран хочет свой конфликт с Западом преодолеть. Так что это не против Запада, а без Запада, в обход Запада.
— Федор Лукьянов

Не против Запада, а в обход

— Индия и Китай — страны, которые наряду с Россией стояли у истоков БРИКС. Почему эту организацию так не любит Трамп?

— Трамп полагает, что Америка сильна в диалоге с любым государством один на один. В ходе такого диалога она может диктовать условия практически любому государству. А вот если оппоненты США объединятся, то в совокупности они уже могут стать сильнее.

Отсюда и совершенно безумно агрессивные нападки на БРИКС. Он инстинктивно правильно понимает, что если БРИКС будет дальше постепенно оформляться, это будет противовес США. Каждая страна в отдельности — Бразилия, Индия, ЮАР, даже Китай — не являются угрозой Америке. А вот все вместе — другое дело. Поэтому БРИКС надо изничтожить, и чем быстрее, тем лучше, считает Трамп.

— Давление Трампа может остановить консолидацию БРИКС?

— Слово «консолидация» вряд ли можно применять к БРИКС. Консолидация, подразумевает сплочение. В БРИКС, по-моему, это просто невозможно, потому что там охват огромного количества очень разных стран там, некоторые из которых находятся в, мягко скажем, не самых приятных отношениях. Те же Индия и Китай, Саудовская Аравия и Иран — у всех этих стран непростые отношения друг с другом, порой переходящие в острое соперничество.

БРИКС — это другое. Это некое пространство, которое расширяется. И главное качество этого пространства — не его однородность, а его альтернативность тем другим пространствам, в которых ключевую или важную роль играет Запад.

Суть БРИКС — он не против Запада, потому что из стран, которые находятся с ним в конфликте, пожалуй, только мы. Даже Иран хочет свой конфликт с Западом преодолеть. Так что это не против Запада, а без Запада, в обход Запада.

Для России нужно успешно завершить СВО, в том числе и в международном контексте. Потому что далеко Украина или нет, но все всё равно приглядываются и смотрят, кто побеждает, а кто нет.
— Федор Лукьянов

И вот тут перспективы сотрудничества довольно широкие, потому что после опыта последних лет и карательных действий против России всем уже стало очевидно, что США и Запад готовы использовать подконтрольные им экономические инструменты для давления. А раз так, то все будут пытаться найти какие-то замены, обходы, не вступая в прямой конфликт, потому что прямой конфликт никому не нужен.

Это путь не быстрый, но мне кажется, что все происходящее, включая и политику Трампа, как раз все больше стимулирует движение в этом направлении.

Глобальный Юг и СВО

— Пока идет конфликт на Украине, кажется, что это даже выгодно многим странам Глобального Юга, потому что внимание США отвлечено от них. Так ли это?

— Нет, я думаю, что странам Глобального Юга все равно. Я был в первых рядах тех, кто настаивал, что мир изменился, и теперь мировая политика не может делаться без Глобального Юга. Я не то чтобы отказываюсь от этой идеи, но практика этого года этот тезис не подтверждает.

Потому что когда украинский конфликт подошел к кульминации, Глобальный Юг, как мы видим, фактически от него отстранился. Где все? Где Китай, где Бразилия со своими инициативами, африканская мирная инициатива? Нет этого. Все свелось к старой доброй линии Москва — Вашингтон.

Это не значит, что так будет всегда. Просто Глобальному Югу этот конфликт действительно малоинтересен. Даже Россия — это что-то далекое и смутное. А уж что есть такая Украина, многие вообще впервые услышали только три года назад.

Что, на мой взгляд, мы должны понимать: для России нужно успешно завершить СВО, в том числе и в международном контексте. Потому что далеко Украина или нет, но все всё равно приглядываются и смотрят, кто побеждает, а кто нет. Как известно, победитель получает все. С победителем и разговаривают совершенно по-иному, нежели с проигравшим. И в этом смысле нам очень важно показать, что здесь будет так, как мы решим, а не так, как кто-то другой.

aif.ru

Чтобы оперативно получать информацию, подписывайтесь на наш телеграм БелВПО

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.